Эта инициатива правительства наверняка получит всенародную поддержку
Идея приплачивать за отправленный на свалку автомобиль нашла горячий отклик в высоких кабинетах. Минприроды уже отправило на согласование в ведомства проект, согласно которому автолюбитель при обмене своего старого авто на новое получит скидку в размере 50 тысяч рублей, заявил в понедельник глава ведомства Юрий Трутнев. Если идея будет утверждена, продажи новых автомашин могут резко пойти вверх.
Пока же в России действует лишь программа компенсации из бюджета части ставки по автокредиту — сейчас 7,3%. Воспользовалось субсидией пока только немногим более 20 тыс. человек. Именно поэтому правительство срочно ищет ей замену. Ведь экономический кризис сократил продажи автомобилей в два раза, и автозаводам надо срочно помогать, иначе они могут и не выжить.
Что предлагаем
Юрий Трутнев заявил, что его ведомство не только подготовило законопроект, но и получило положительные заключения от ряда государственных структур. Так какие же предложения с высокой вероятностью лягут для обсуждения на стол правительства?
По крайней мере с экологической стороной дела уже определились. Дело в том, что пока в России вообще нет закона, обязывающего автомобилистов как-то цивилизованно избавляться от своей машины. Процесс утилизации тоже простым не назовешь. Сначала автомобиль надо снять с учета, для чего придется отстоять в очереди в ГИБДД. И как показывает практика, уйти на это может целый день. Но и это еще не все. Чтобы отправить машину на утилизацию, вам придется найти фирму, согласную принять вашу старую машину. В Москве проще — здесь даже районные власти готовы прислать эвакуатор. В регионах автомобиль придется отгонять самому. Но в любом случае избавиться от старого автомобиля — еще то удовольствие. Поэтому автомобили в нашей стране почти никто «как положено» не выкидывает. Старого «железного коня» гораздо чаще просто оставляют догнивать во дворе или завозят «в лес» и там бросают. Только в Москве каждый год таким образом избавляются примерно от 150 тыс. автомобилей.
Поэтому Минприроды предлагает прописать в законе две вещи. Во-первых, штрафы за брошенную на природе или в городе машину. Во-вторых, сильно упростить передачу ее в утилизацию. Сейчас только для того чтобы вывезти бесхозный автомобиль, городские власти должны подождать не меньше года, а потом добиться соответствующего решения в суде.
Что решаем
Однако согласование продолжается в Минтрансе, Минпромторге, Минэнерго, Минэкономразвития и Минфине. То есть «самые профильные» чиновники, которые будут определять, как и сколько будут платить за старый автомобиль, еще над рекомендациями работают. По крайней мере уже известно из каких вариантов компенсации выбирают. Вопрос первый: сумма выплаты. Хотя в мировой практике разброс очень велик (от нескольких сотен до нескольких тысяч в пересчете на доллары), у нас чиновники до сих пор вели речь только о 50 тыс. рублей. Это соответствует скидке в 5-10% от цены новой машины.
Вопрос второй: как платить. Здесь пока понятно меньше всего. Но вряд ли российские власти станут изобретать велосипед. В мире же компенсацию платят тремя способами. Во-первых, при сдаче в утиль старой машины выдают сертификат, который дилер потом учтет в цене новой машины. Во-вторых, за сданную машину выдают наличные деньги. В этом случае потратить их можно как угодно, в том числе вовсе не на поддержку автопрома. И в-третьих, переводят деньги на счет, но только если человек купил машину. Надо полагать, сейчас в Минфине и Минэкономразвития как раз решают, какой вариант предпочтительнее.
Когда же окончательные предложения попадут в правительство?
— Уже к середине августа реакция всех ведомств будет собрана, — уверили нас в Минпромторговли. — Сейчас рабочая группа, куда входят представители заинтересованных ведомств, автопроизводители, крупные автодилеры, продолжает работать.
Чего опасаемся
Но самый главный вопрос — куда старые машины девать? В России примерно 8 млн машин старше 20 лет, говорит заместитель гендиректора аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. То есть европейский опыт, когда платят за машины старше 10 лет, у нас применять опасно — столько машин даже вывезти на свалки не удастся. Хотя, с другой стороны, уверен эксперт, такие старые машины принадлежат людям, готовым ездить на них, пока они не развалятся.
— Ничто не мешает просто складировать старые машины на тех же свалках, — полагает специалист компании Pricewaterhouse Coopers Леонид Кострома. — Утилизовать их можно и через несколько лет, когда появится достаточное число компаний по переработке.
Иными словами, свалок может прибавиться. И это — большой минус похвального начинания чиновников.
А что у них?
На Западе, помешанном на экологии, вопросами утилизации озаботились еще задолго до финансового кризиса. В ЕС производители обязаны выпускать новые автомобили, в которых 80% узлов и деталей в будущем может отправиться в переработку (к 2015 году эта цифра должна достичь 100%). При этом стоимость утилизации изначально закладывается в цену автомобиля.
С наступлением непростых времен для автопрома правительства некоторых стран решились материально стимулировать потребителей, чтобы те сдавали свои авто в утиль. Ведь, сдав свой автохлам, человек, вероятнее всего, пойдет покупать новую машину, а значит, увеличит спрос. В Германии с начала весны за добровольную утилизацию можно получить скидку на новую машину в размере 2500 евро.
И что вы думаете? Продажи уже в марте подскочили на 40%. Инициативу в апреле подхватила и Япония. Там, правда, субсидируется покупка не всех моделей, а только экологичных. Так, покупатели гибридных машин или электромобилей, а также некоторых бензиновых и дизельных моделей, соответствующих необходимым стандартам, получат скидки до 3000 долларов, а те из клиентов, кто решит приобрести компактные автомобили с объемом двигателя не более 600 куб.см, получат скидку 1000 долларов.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.