Последний раз вулкан под ледником Эйяфьятлаёкудль просыпался в 1821 году, а его извержение длилось два года. По словам руководителя метеорологической службы Исландии Мэтью Роберта, в среду, 14 апреля, во второй половине дня произошли два выброса вулканической лавы, второй был особенно крупным. Густой столб черного облака поднялся в небо над вулканом на высоту 6 км. Плотным слоем пепла к востоку от извергающейся горы уже покрыты тысячи гектаров земли. По мнению директора Института вулканологии и геодинамики Генриха Штейнберга, нынешний природный катаклизм нельзя назвать необычным.
Исландский вулкан парализовал авиасообщение в Европе. Тысячи пассажиров вынуждены отменить деловые поездки, переговоры и отдых. Отмена полетов связана с заботой о безопасности пассажиров. Облако вулканического пепла создает не только проблемы с видимостью для экипажей воздушных судов. Об этом в интервью РС рассказал заместитель директора по динамике полетов Центрального аэрогидродинамического института Валерий Суханов:
– Попадание самолета в вулканическое облако чревато негативными последствиями. В первую очередь, это ухудшение радиосвязи, ухудшение работы электроники на борту, ухудшение видимости, которые связана не только с тем, что облако черно само по себе, поскольку там вулканический пепел, но и ухудшается видимость через лобовое стекло из-за воздействия на него различных частичек кристаллов, которые находятся в коническом облаке. Но самое главное и наиболее опасное – возможность отказа двигателя. Причиной отказа является попадание такого воздуха, заполненного вулканическим пеплом и различными частичками, в различные части двигателя. Это может вызвать потерю тяги и отказ двигателя. А если откажет несколько двигателей, то это может привести и к катастрофе.
История знает случаи, когда самолеты попадали в облако вулканического пепла. О двух из них, произошедших в восьмидесятые годы прошлого века, рассказал Валерий Суханов:
– В одном случае отказали все двигатели самолета на большой высоте – 8 тысяч метров. Самолет начал падать, поскольку не было тяги двигателя. Но летчикам на высоте порядка 4 тысяч метров все-таки удалось запустить отказавшиеся двигатели, и где-то на высоте 2 тысячи метров они уже сумели вывести самолет в горизонтальный полет. А в другом случае, отказали не все двигатели, а один, и самолет продолжал полет с отказавшим двигателем. Выйдя уже из облака, ему также удалось благополучно совершить полет.
Несмотря на научные достижения, эффективно бороться с такими явлениями как извержение вулкана, человечество не научилось.
Из-за облака пепла было полностью закрыто воздушное пространство в Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Латвии Литвы Эстонии, Австрии, Польше, Чехии и других странах. Вот что говорят пассажиры и гуманитарные работники в аэропортах Парижа, Брюсселя, Амстердама и Франкфурта:
– У многих людей, которые уже долгое время находятся в пути, синдром смены часового пояса, так что для этих пассажиров это действительно трудно. Много людей с детьми, и конечно, мы помогаем им в первую очередь с поиском нормального места для ночлега.
– Планировалось, что мы улетим вчера утром, а рейс был отменен. Нам дали новые билеты на сегодня. Но сегодня нам даже не позволили войти, не дали багаж, мы застряли. Не оплачивают гостиницы, еду, ничего.
– Все отменено, мы провели ночь в гостинице, вернулись, нам ничего не говорят, мы должны ждать до завтра, но рейсы не бронируют, пока не узнают, когда начнутся полеты.
– Рейс был отменен. Мы собирались в Ниццу на годовщину свадьбы. Это наш золотой юбилей. Надежда умирает последней. Может, нам еще удастся попасть на самолет. Если нет, придется возвращаться домой.
О ситуации в аэропорту Франкфурта — важнейшем европейском авиаузле – рассказывает корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер.
В аэропорту Франкфурта еще до его полного закрытия ранним утром в пятницу, тысячи людей провели ночь на предоставленных администрацией аэропорта раскладушках. Все аэропорты севернее Франкфурта также закрыты. Говорит один из руководителей профсоюза пилотов Германии Йорг Хандверг:
– У нас в Европе, слава Богу, активных вулканов немного. И поэтому для меня это первый случай, когда наша работа прерывается по такому поводу.
Закрытая для полетов из-за извержения исландского вулкана зона рспространяется на юг Европы. В течение вечера будут закрыты аэропорты Швейцарии, Австрии, Словакии, Венгрии и Румынии, а также единственный работавший весь день немецкий аэропорт в Мюнхене. Напомним, что ранее полеты были остановлены в Чехии, Польше, Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, большей части Франции, Латвии, Эстонии и Литве, а также в Калининградской области России. В случае отмены рейса все авиакомпании предлагают бесплатно перебронировать билеты на другие даты или вернуть деньги в полном объеме, напоминает соб.корр. Travel.ru.
Кроме того, ряд зарубежных авиакомпаний аннулировал рейсы в Россию из-за опасений, что облако вулканического пепла, уже парализовавшее воздушное движение в половине Европы, может достичь российских аэропортов. Среди отмен — рейс Singapore Airlines Хьюстон — Москва — Сингапур, рейс Air China из Пекина, Korean Air из Сеула, Emirates из Дубая, United из Вашингтона, Air Malta из Мальты. При этом в субботу рейс Singapore Ailines Сингапур — Москва — Хьюстон будет следовать только до Москвы, полет до Хьюстона и обратно будет отменен.
Компания «Аэроэкспресс», занимающаяся перевозками на электричках в московские аэропорты, заявила, что пассажиры, заранее купившие электронный билет на ее сайте, смогут переоформить его на срок до одной недели, если их авиарейс отменен. Ряд сайтов аэропортов и авиакомпаний не выдержали повышенного трафика и сейчас не работают или работают с перебоями. Общее число отмененных на континенте рейсов составило десятки тысяч.
Сроки возобновления воздушного движения не ясны. Оно может быть открыто в отдельных регионах Европы только в субботу, но возможно, что перерыв в полетах продлится и дольше. Пока заработали только аэропорты Ирландии, но из-за закрытия аэропортов всех соседних стран было совершено всего несколько рейсов — местных и в США.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.