Дети в Деда Мороза верят, взрослые - нет. При этом ни те, ни другие не задумываются над тем, откуда же взялся этот мифический персонаж и где он, собственно, обитает. И если происхождение седовласого старца до сих пор вызывает много споров, то получить ответ на второй вопрос сегодня, как ни странно, гораздо проще, чем, скажем, несколько лет назад. Подавляющее большинство, не задумываясь, ответит, что стараниями московского мэра Дед Мороз получил прописку в Великом Устюге - там находятся его главная резиденция и почта и там же собираются построить его грандиозный ледяной дворец. Но вот почему выбор пал именно на этот северный город и что вообще представляет собой Великий Устюг, расположенный в четырехстах километрах от Вологды, ответит далеко не каждый.
А между тем этот город на протяжении многих столетий играл в судьбе России очень важную роль, правда, к Деду Морозу она не имела ровным счетом никакого отношения. Начиная с XIII века Устюг становится крупным поселением, в задачи которого входила оборона границ Владимиро-Суздальской земли, а затем и северо-западных рубежей объединенного Русского государства. Правда, вскоре эти рубежи отодвинулись настолько далеко, что оборонять стало практически нечего и незачем. Не последнюю роль в этом расширении государства сыграли устюжане, отправлявшиеся на освоение Сибири и Дальнего Востока. Достаточно упомянуть, что такие люди, как Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, оставившие свои имена на карте России, были родом из Великого Устюга. Кстати, слово "Великий" в официальном названии города появляется именно в то время, то есть в XVI веке. Хотя в первую очередь это произошло благодаря торговле и искусным ремеслам, которые в то время расцвели в этих местах буйным цветом. Конечно, очень большую роль в подобном возвышении города сыграло, как это обычно бывает, выгодное географическое положение. Причем это даже нашло свое отражение в названии. Ведь Устюг - это не что иное, как устье реки Юг, в котором и было основано поселение: в месте слияния с рекой Сухоной.
Самой главной улицей Великого Устюга, практически его витриной, очень быстро становится набережная. Здесь возводят лучшие дома и богатейшие храмы, которые могли поспорить своим убранством с величайшими соборами России. По некоторым данным, деревянный храм, построенный в Великом Устюге, был даже выше, чем колокольня Ивана Великого в Москве. Увы, но с тех времен фантастического деревянного зодчества до наших дней ничего не дошло. Гигантские размеры не могли защитить резные церкви от молний, а, скорее, наоборот, способствовали многочисленным пожарам. Они-то и уничтожили все деревянные постройки тех времен. До нас дошли уже каменные храмы других веков - XVII и XVIII. Правда, не все. Из более чем пятидесяти храмов сегодня можно увидеть только двадцать восемь. На самом деле, это очень много. Ведь они сохранились вопреки почти вековому господству большевиков, о чем по-прежнему напоминает статуя вождя мирового пролетариата, установленная по средневековой традиции все там же - на набережной. Между прочим, соучастники этого самого вождя чуть было не уничтожили Деда Мороза как класс. После переворота 1917 г. и Рождество, и елка, как его непременный атрибут, и сам дед Мороз были запрещены. Лишь в 30-х гг. Деда Мороза с елкой вернули. Но уже как символ не Рождества, а Нового года.
Сегодня деревянное зодчество Великого Устюга самым непостижимым образом возродилось вновь. Было решено, что именно этот стиль лучше всего подходит для дома Деда Мороза, который, как мы уже говорили, поселился в Великом Устюге. Вначале его вотчину собирались построить в нескольких километрах от города, в деревне со вполне подходящим названием - Морозовица. Здесь находится Троице-Гледенский монастырь, возведенный, по преданию, на месте древней крепости Гледень, самого первого укрепленного пункта этих мест, разрушенного чудскими племенами в XII веке. Именно здесь, по древней легенде, поселился Мороз, которого устюжане считают прообразом современного Деда Мороза.
Правда, наиболее устоявшаяся теория происхождения Деда Мороза трактует события несколько иначе. Дело в том, что корни седовласого старца нужно искать гораздо раньше - около шести тысяч лет назад - в ведической религии единой индоевропейской нации. Считается, что именно их главный бог - творец Вселенной Варуна и стал прародителем почти всех современных олицетворений зимы - финского Йоллопукки, Санта-Клауса, французского Пер-Ноэля, нашего Деда Мороза и многих других. Практически во всех народностях сложился образ небесного старика, владыки природы и ночи, снега и холода. Только вот имена теперь у всех них разные, хотя и имеют все они одного предка. В России обращение "дед" до XIV века не применялось к живым людям и имело отношение исключительно к давно умершему прародителю.
Легенда Великого Устюга носит более локальный характер. Дело в том, что упоминаемый нами Мороз был младшим братом Водолея. Старший брат правил водами летом, а младший - Мороз - зимой. Но однажды вышла между братьями крупная ссора. И разошлись их пути в разные стороны. Водолей пришел на то место, где сейчас находится Великий Устюг, и построил красивейший город. Ну а младший много лет скитался по миру, пока не поселился, в поисках примирения, рядом, в деревне Морозовица.
То, что основателем города был Водолей, устюжане не забыли. Этот герой и сегодня изображен на гербе города. А вот про младшего брата до недавнего времени как-то не вспоминали. И только несколько лет назад он был, то что называется, восстановлен в правах. И теперь вся Россия знает, что Великий Устюг - это родина Деда Мороза. Впрочем, даже если вы этого и не знали, то обязательно поймете, оказавшись в этом городе. Напоминания об этом можно встретить буквально на каждом углу.
Здесь, например, находится его почта, куда дети со всей России теперь шлют ему письма. Можете быть уверены, ни одно письмо не останется без ответа. Некоторые приезжают в гости к Деду Морозу, чтобы покататься с ледяных гор, познакомиться с его медведями и волками, а также увидеть, как он живет в своем резном деревянном доме: рабочий кабинет, где он знакомится с письмами и телеграммами, огромная спальня и гостиная.
После встречи с Дедом Морозом каждый ребенок получает подарок и грамоту в память об этом удивительном событии. Ведь такое, согласитесь, бывает в детской жизни далеко не каждый день.
У Деда Мороза должны быть густые серебряные волосы и такая же борода — это символы богатства, могущества, благополучия, счастья.
На руках — трехпалые варежки белого цвета, расшитые серебром, — это знак чистоты и святости всего, что дает он из своих рук.
Одет Дед Мороз в белую, украшенную белыми же геометрическими орнаментами льняную рубаху — это символ чистоты, священного знания и принадлежности к миру богов; а сверху — в красную, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом шубу, красную рогатую шапку, украшенную жемчугом. Подпоясан белым с красным орнаментом поясом — символом связи потомков и предков. Обут в серебряные или красные, шитые серебром сапоги.
Хрустальный посох Деда Мороза завершает лунница или серебряная голова быка — символы власти над водой, Луной и миром предков.
Сопровождающая Деда Мороза Снегурочка должна быть одета исключительно в белые одежды. Иной цвет в традиционной символике не допускался. Голова ее украшена восьмилучевым венцом, который также засвидетельствован древними текстами.
Сегодняшний Великий Устюг - город с населением 35,4 тысячи человек, пристань и порт на реке Сухоне, туристический центр и уникальный город-музей под открытым небом. Он славится серебряно-черневыми изделиями всемирно известного завода «Северная чернь», изделиями фабрики «Великоустюгские узоры», сохранившимися народным промыслом XVIII века - резьбой по бересте и дереву. Далеко за пределы России идет продукция красавинских ткачей и Великоустюгской кисте-щеточной фабрики, а устюгские валяные сапоги – «валенки», согревают жителей Крайнего Севера и средние полосы России.
Великий Устюг и его окрестности одно из красивейших мест Вологодской области и всей России.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.