Общий вид на Статистическое учреждение (в фильме).
Вид от Рождественки (улица Жданова).
Так это выглядит в наши дни
Вход в Статистическое учреждение в фильме.
Вход в Федеральное агентство морского и речного флота. Наши дни.
Вид от Статистического учреждения на Петровку.
Так улица выглядит в наши дни.
Фонари на фасаде Статистического учреждения.
Сейчас там другие плафоны.
Статистическое учреждение на поверку оказалось доходным домом Хомякова (Кузнецкий мост 3/6). Построен дом был в 1900 году по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица, здание является одной из ранних построек московского модерна. В начале века в «статистическом учреждении» располагались сразу несколько известных компаний, в частности банк «Волков и сыновья» и мебельный отдел магазина «Мюр и Мерилиз». Кстати, с домом Хомякова и территорией рядом с ним связана одна забавная московская история, описанная, например, Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи». Площадка перед еще строящимся тогда домом принадлежала А.С. Хомякову, внучатому племяннику известного всем славянофила. Городская Дума решила расширить Кузнецкий мост, в связи с чем Хомякову было предложено продать свой участок земли. Хомяков заломил астрономическую цену, а когда понял, что покупать за такие деньги его «собственность» не собираются, то вскопал землю и посадил тополя, ветлу и осину (В. Гиляровский. Москва и москвичи). После того, как был достроен дом, встала проблема входа с переулка – пришлось сделать тротуар между домом и зелеными насаждениями. Рощу от тротуара отгородили железным забором, в результате чего образовался неправильной формы треугольник, который и получил название Хомяковской рощи. Хомяковская роща просуществовала больше 12 лет, после чего была срублена хозяином. Вот как объясняет это Гиляровский:
«Газетный писатель-романист и автор многих сценок и очерков А. М.
Пазухин поспорил с издателем «Развлечения», что он сведет рощу. Он добыл фотографию Хомякова и через общего знакомого послал гранку, на которой была карикатура: осел, с лицом Хомякова, гуляет в роще...»
(В. Гиляровский. Москва и москвичи).
После этого, как утверждает Гиляровский, Хомяков и отдал приказание срубить деревья,
замостить переулок и уехал за границу.
В 1930-х годах дом Хомякова слегка подрос: были надстроены пятый и шестой этажи. Надо заметить, что все было сделано довольно грамотно и внешний вид здания, на мой взгляд, не пострадал.
Со времен «Служебного романа» здание мало изменилось, только плафоны светильников заменили на новые. ИМХО, они выглядят чужими, особенно, когда знаешь, какие были раньше.
Сегодня в здании находится Федеральное агентство морского и речного флота.
Съемка, по-видимому, велась с балкона дома номер 15, где сегодня находится центральный офис Банка Москвы (Кузнецкий мост, д.15).
Крыша статистического учреждения
Большой Гнездниковский пер., д. 10
Крыша Статистического учреждения.
Вид на дом Нирнзее. Наши дни.
Крыша статистического учреждения – вовсе не крыша дома Хомякова, а крыша гораздо более известного дома, крыша дома Нирнзее (Большой Гнездниковский пер., д. 10).
Про дом написано столько, что даже как-то неинтересно про него писать. Если кратко…
В 1912 году Нирнзее обратился в городскую управу: «Прошу разрешить мне по сломке существующих строений выстроить вновь каменное в 9 этажей жилое строение для маленьких квартир с жилым полуподвалом... с отдельной столовой над частью 9 этажа, центральным водяным отоплением, проездными воротами под сводом».
Отделочные работы были завершены в 1914 году. Дом сразу стал известен – во-первых, как самое высокое здание столицы (только в 1925 году его «обошло» 11-этажное здание Моссельпрома в Малом Кисловском переулке), а во-вторых, благодаря своей плоской «обитаемой» крыше.
С самого начала дом оказался прочно связан с кинематографом. В 1915 году Владимир Гардин (режиссер первых фильмов «Анна Каренина», «Дворянское гнездо») вместе с предпринимателем Венгеровым создали собственную кинофирму «Товарищество Венгеров и Гардин» (позднее «Киночайка», эмблемой товарищества была летящая чайка). Разместилось товарищество в доме Нирнзее, а на крыше же был устроен съемочный павильон.
Вскоре на крыше дома начал работу и ресторан, а при нем – кинотеатр.
Вот как описывает их Михаил Булгаков в книге «Сорок сороков»
«В июльский душный вечер я вновь поднялся на кровлю того же девятиэтажного нирензеевского дома. Цепями огней светились бульварные кольца, и радиусы огней уходили к краям Москвы. Пыль не достигала сюда, но звук достиг. Теперь это был явственный звук: Москва ворчала, гудела внутри. Огни, казалось, трепетали, то желтые, то белые огни в черно-синей ночи. Скрежет шел от трамваев, они звякали внизу, и глухо, вперебой, с бульвара неслись звуки оркестров.
На вышке трепетал свет. Гудел аппарат - на экране был помещичий дом с белыми колоннами. А на нижней платформе, окаймляющей верхнюю, при набегавшем иногда ветре шелестели белые салфетки на столах и фрачные лакеи бежали с блестящими блюдами».
Посещение дома было сродни посещению аттракциона. Журнал «Красная Нива» в 1925 году поместил такое объявление: «Крыша московского небоскреба. Гнездниковский п., 10. Единственное летом место отдыха, где в центре города представляется возможность дышать горным воздухом и наслаждаться широким открытым горизонтом - незабываемые виды на всю Москву с птичьего полета. Подъем на лифте с 5 часов вечера беспрерывно. Входная плата на крышу с правом подъема 20 к. Оркестр с 9 часов вечера».
В том же доме Нирнзее в 1924 году открылась Ассоциация Революционной Кинематографии (АРК), у истоков которой стояли Сергей Эйзенштейн и Лев Кулешов.
Сейчас выход на крышу официально закрыт (в качестве причины называют то, что во время реконструкции было заменено покрытие, и ходить там небезопасно – то ли для людей, то ли для самой крыши), а там, как я понимаю, как повезет :).
Дом Новосельцева.
Пер. Чернышевского, д. 4 корп.1
Главной герой фильма жил в тихом переулке недалеко от метро «Проспект мира». В наши дни по адресу переулок Чернышевского, д. 4 корп.1 находится Ассоциация делового сотрудничества Агропромсервиса (Association for business cooperation with foreign countries Agropromservice, как гласит табличка на доме). Подъезд почти не изменился – даже узорчатая штуковина (а ведь она наверняка как-то называется) осталась прежней, зато срубили почти все деревья.
Любопытно, что рядом с «домом Новосельцева» и сейчас есть детский сад, только располагается он не справа (как фильме), а слева от дома. Впрочем, возможно, садик был перенесен специально на время съемок, но тут уж точно сказать смогут только те, кто жил неподалеку. За деревянным зеленым забором, закрывающий «сад», и поныне находится старый забор, «участвовавший в съемках».
Оленька жила за городом…
ст. «Лосиноостровская» (Ярославск. ж.д.)
Ольга Петровна Рыжова ездила на работу вовсе не из области. Станция «Лосиноостровская» Ярославского направления к тому времени уже относилась к Москве. Здания вокзала, которое появляется в кадре, я не застала или просто не помню. Одно из первых воспоминаний, связанных с Лосинкой, - кафе с не совсем благозвучным для русского уха названием «Говинда». На стеклах экс-зала ожидания были нарисованы какие-то «индийские» картинки – на тот момент они казались потрясающе красивыми.
Очень жалею, что не догадалась сфотографировать станцию до реконструкции, пока ее не «одели» в сине-серую безликую униформу. Остается довольствоваться кадрами из фильма. Кстати, ради красного словца того, чтобы лучше показать, как Оленька бежит на работу, создатели фильма послали ее на вторую платформу, от которой уходили электрички на Мытищи и т.д. При этом, торопясь на работу, Оленька пробегает мимо электрички на Москву – в фильме отчетливо видно, в какую сторону уходит поезд – и садится на поезд, который едет в обратном направлении. :)
Дом Самохвалова
Тверская, 9
Вид из отъезжающей от дома Самохвалова машины.
Приятель Новосельцева, как и полагается большому человеку, жил близ Кремля (Тверская, 9). Хотя я сначала опознала башенки в кадре как зоопарк :), но вовремя одумалась. Весь дом буквально обвешан табличками с фамилиями известных людей, которые жили в нем. Например, там долгое время жила Фурцева.
Дом Калугиной.
Дом, в котором жила Людмила Прокофьевна, мы так и не нашли. Есть подозрение, что ее дом снимали где-то возле Никитских ворот. И вообще ее местообитание вызывает больше всего вопросов. Неоднократно встречала утверждения, что на стене у Калугиной висит репродукция «Беатрис Хастингс» Модильяни. Может, так оно и есть, только вот найти точно такую картину мне не удалось, что, впрочем, ничего не доказывает. (С)
+5
14 марта 2009, 09:31
Обязательно разместите ссылку в своем блоге, форуме или социальной сети:
Комментарии (1)
RSS свернуть / развернутьGelya
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.