С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для целей был изобретен утюг, который прошел все стадии эволюционного развития – от слегка обработанного булыжника до современного электрического агрегата с вертикальным отпариванием и регулируемой мощностью.
Самым давним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.
Еще в четвертом веке до нашей эры древние греки изобрели способ плиссировки своих просторных одежд из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Через два столетия римляне выбивали морщинки из одежды металлическим молотком.
В России мытарства прачки также не заканчивались на стирке — чистое, но мятое белье ждало глажение. Производилось оно, до момента изобретения утюга, с помощью скалки, на которую наматывалось белье, и толстой плашки с зарубками и рукоятью, которую двигали вперед-назад. Ребра этой плашки касались ткани, разминая и сглаживая морщины. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка». Гладили в России белье также и «гавками» – стеклянными шарами, отрезанными донышками бутылок, железными кружками, наполненными горячей водой. Ткани тогда изготавливались вручную и были так грубы, что после стирки стояли колом. Обработка их рубелем не только удаляла складки, но и делала их мягче. Мастера-резчики украшали рубели причудливыми узорами.
Спустя время появились тонкие ткани. В моду вошли наряды со множеством оборок, рюшек, бантов и т.д. Все эти детали требовали тщательного ухода.
О том, что белье легче разгладить, если использовать теплый металл, человечество узнало почти так же давно, как и о механических способах глажки. Так, еще в IV в. до н. э. в Греции изобрели способ глажки хитонов и туник с помощью нагретого металлического прута. В средневековье стали использовать иное приспособление. Выглядело оно практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.
Тем не менее, до открытия спасительных свойств электричества ждать было еще долго, поэтому оставалось только совершенствовать все тот же принцип: разогрев металла посредством углей внутри или огня снаружи.
Еще в середине прошлого века можно было встретить так называемые «углевые» или «духового» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку.
В России такие утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее всего, еще раньше. Первое письменное упоминание об утюге в России встречается в книге записей царицы Евдокии – супруги Михаила Федоровича Романова в 1636 году: «Генваря в 31 дня, кузнецу Иванке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный».
Утюги были дорогой вещью. При литье их украшали орнаментом, их передавали по наследству от матери к дочери. Наличие утюга в доме считалось символом достатка и благополучия его хозяев. Иногда утюг даже выставлялся на салфеточке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте и как бы невзначай, но с гордостью демонстрировался всем гостям. Для особо знатных особ могли изготавливаться утюги самых причудливых форм. Могла быть сделана и инкрустация медью по железу, а у утюгов побогаче – даже серебром. Ручки обычно вытачивали из дерева гладкими либо фигурными. Кроме того отливались и утюги маленькие, которые служили для разглаживания кружев и других мелких деталей.
В XVIII веке в России утюги изготавливались в основном на Демидовских заводах. Тогда же были придуманы утюги со сменным вкладышем, который раскаляли, выхватывали из огня специальным прутом и вставляли внутрь полого корпуса. Цельнолитой утюг выпускался в России до середины 60-х годов ХХ века, а самый молодой экземпляр, с двумя сменными подошвами, был выпущен аж в 1989 году.
В ХIX веке домохозйки полюбили спиртовые утюги, которые были изобретены в Германии. К утюгу прикреплялась металлическая колбочка, в которую заливался спирт. При включении спирт по трубочкам поступал внутрь прибора и, сгорая, выделял необходимое количество тепла. Но в России этот утюг не прижился: переводить водку почем зря мы не захотели. Да и стоил утюг целых 10 рублей! Комната с мебелью, отоплением и самоваром сдавалась в Москве за 5 рублей в месяц, а чугунный утюг стоил всего-то 1 рубль.
В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединенная другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву. Легко представить, насколько опасными были такие утюги: по их вине нередко происходили утечки газа — со всеми вытекающими отсюда последствиями: взрывами, пожарами и жертвами.
Существовал и водяной утюг, придуманный новгородским умельцем. По сути, чайник-утюг. К его платформе сверху приваривается чайник: одновременно можно и воду греть, и белье гладить, чтобы не тратить почем зря драгоценное тепло.
Электрификация предприятий и жилых домов решила множество проблем. Новый источник энергии, повлек за собой появление электроутюга.
Днем рождения электрического утюга можно считать 6 июня 1882 года. Именно в этот день американец Генри Сили запатентовал изобретенный им электрический утюг.
У первого в мире электрического утюга нагревательным элементом была электрическая дуга между угольными электродами, к которым подводился постоянный ток.
Ранние модели электрических утюгов были, как и газовые, небезопасны (из-за несовершенства конструкции они сильно били током) и капризны в обиходе, поэтому через 10 лет, в 1892 году компании «General Electric» и «Crompton &Co;» модернизировали электроутюг, начав использовать в его конструкции нагревательную спираль.
Такая спираль, спрятанная внутри корпуса утюга перед его подошвой, была надёжно изолирована от корпуса. Бить своих владельцев током утюги перестали, и пользоваться ими стало безопасно.
Если на заре развития утюга основным качественным показателем считался его вес, то впоследствии им стало наличие влажного пара для обеспечения безупречного глажения. Старинный утюг портного мог достигать 15 кг, что не сравнить с современными моделями, весом от 0,8 кг до 3 кг.
Новая конструкция утюгов оказалась настолько удачной, что и по сей день применяется в новых моделях утюгов: за двадцатое столетие она поменялась мало. Весь прошлый век усилия производителей были направлены лишь на незначительное усовершенствование отдельных элементов прибора.
Так, в тридцатые годы XX века в конструкции электрического утюга появился важный элемент — термостат, который стал следить за температурой и отключать нагревательную спираль, когда достигался необходимый уровень нагрева подошвы. А в конце семидесятых годов и сами подошвы утюгов видоизменились: они, наконец, перестали быть металлическими и стали стеклокерамическими. Новый материал значительно снизил коэффициент трения основания утюга о ткань, и теперь все современные устройства скользят по ней, что существенно облегчает глажку.
Для облечения работы утюги снабжаются увлажнителями. Причем конструкции их были самыми разными. В конце прошлого века две дамы получили в Германии патент на утюг, к носу которого крепилась дополнительная площадка со стаканчиком, заполненным водой. В дне стакана было отверстие, которое закрывала пробка с длинной ручкой. Стоило надавить пальцем на ручку, как пробка открывалась, и вода попадала на ткань. Некто Б. Кратц поступил значительно проще: он прикрепил к ручке утюга резиновую грушу с мелкими отверстиями. Грушу заполняли водой и, когда требовалось, просто сжимали ее рукой – вода брызгала, словно из лейки.
Казалось бы, бабушкин утюг, разогревавшийся углем, пора сдавать в музей. Но, например, в Польше ежегодно выпускается их несколько тысяч штук! Дело в том, что многие женщины с удовольствием пользуются такими утюгами из-за простоты, надежности и дешевизны.
У нас в какой-то момент прогресс в быту был жестоко отброшен назад военными реалиями: в 40е годы, начале войны, «Электророзетки приравняли к шпионам». Из розетки чуткое империалистическое ухо подслушивало тайны, беспечно выбалтываемые на коммунальных кухнях.
Да и с электроснабжением население поприжали. Почти во всех районах Московской области и кое-где в Москве запретили пользоваться розетками, чтобы предотвратить «кражу электроэнергии у государства». Розетки опечатали, по домам регулярно ходили с инспекциями, изымая электроплитки и самодельные обогреватели. Впрочем, лампочку Ильича людям все же оставили. Разумеется, москвичи тут же нашли выход: в ламповое гнездо вкручивали хитрую комбинацию из розетки и патрона на самодельной колодке, что позволяло одновременно врубить плитку и не сидеть в темноте. Назывался такой механизм «жулик».
Но утюгам в этой системе места уже не находилось, и из кладовок и с чердаков вновь были вновь извлечены парные литые утюжки.
Во многих странах мира существуют музеи, посвященные истории утюга. Самый известный — во французском городе Рубе. Есть и в России музей утюга в Переславле-Залесском, создан в 2002 году местным жителем.
Коллекция музея включает утюги и другие гладильные инструменты не только из России, но и из Польши, Белоруссии и Германии. Есть среди них и уникальные: например, бронзовый литой в виде льва — им пользовались камеристки императрицы Елизаветы Петровны; или имеющий форму кита — один из тех чугунных анахронизмов, которые делали в СССР в 60-е гг. прошлого века. Есть даже миниатюрный десятиграммовый утюжок с ручкой из слоновой кости — дорогая детская игрушка XVIII столетия.
Антиквары тоже не отстают, так есть такие шедевры, как… хрустальный утюг фирмы «Баккара», принадлежавший Карлу Х… Так что утюг — это маленький шедевр человечества, искусство...
Но история утюга далеко не закончена. Ведь прежде чем обрести современный вид и стать ультрасовременным прибором — легким, эргономичным, эффективным и безопасным, утюг прошел долгий путь развития. И во все времена этот «снаряд для глаженья» был верным спутником человека, делая быт значительно комфортнее. А каким утюг станет в будущем — покажет время.
В 1868 году запатентовали музыкальный утюг – издающий при глажке мелодичные звуки..
Это милосердное изобретение было призвано сделать работу белошвеек и гладильщиц менее изнурительной. Ручки и корпуса этих утюжков украшали разноцветной эмалью, резьбой и даже художественной росписью. И вполне себе было востребовано: мода на это чудо техники продержалась до 20-х годов ХХ в
В украинском народном соннике глажка белья трактуется так: будут веселые гости. А если приснится горячий утюг, это предвещает новую влюбленность, любовные ласки.
Применение утюга не по назначению было многообразно. Командировочные в попытках уложиться в скоромный бюджет в советские времена жарили на нем яичницу в гостинице, пионеры высушивали утюгом гербарии, в смутные времена криминальные элементы использовали его наравне с паяльником.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.