История гамбургера



Один немецкий купец во время поездки по Азии в 1800 году заметил, что кочевые татары для смягчения мяса хранят его под сёдлами лошадей. При движении лошади мясо отбивается становясь более съедобным.

Вернувшись в родной город Гамбург, купец предложил своему повару изготовить таким образом мясо. Приготовленное блюдо всем очень понравилось, и купец назвал его Гамбургское мясо.

Один из немецких эмигрантов привёз рецепт в США. Сам термин «гамбургер» появился в 1834 году в одном из ресторанов Нью-Йорка. А уже первое упоминание о «Гамбургском стейке» можно найти в журнале «Вечерний Бостон» от 1884 года.

По другой версии гамбургер изобрели кочевники-скифы, которые жарили говядину и ели её, положив между двумя кусками хлеба. Китайцы же уверяют, что они намного раньше всех стали есть мясо, положенное между рисовыми лепёшками.

Однако ясно одно: кто-то привёз рецепт в США (предположительно один из немецких эмигрантов).



Именно благодаря Чарли Нагрину, который в 1885 году представил в городке Сеймур на ярмарке «Outgamie» гамбургер, он массово распространился по всем штатам. Кстати Снеймур до сих пор считается столицей гамбургера.

Впервые котлета в булочке, как мы сейчас и представляем гамбургер, появилась в 1904 году в Сент-Луисе на Всемирной Ярмарке.

В 1921 году один предприимчивый повар из Уичито, штат Канзас, Уолт Фндерсон, первым представил концепцию «Ресторан гамбургеров». Именно он убедил финансиста Билли Инграма инвестировать 700$ на создание сети ресторанов «Белый замок», это принесло успех. А дальше — это уже история McDonald's.

Кстати, мясо гамбургера состоит из 70-80% мяса, а остальное – это жир и специи.



28 июля 1900 года в своем родном городе Нью-Хейвен Луи Лессинг продал первый гамбургер. На роль изобретателя этого культового продукта претендуют многие, однако считается, что Лессинг первым сделал бургер именно таким, как сейчас, и начал зарабатывать на нем деньги.

Своим названием главный американский бутерброд обязан, как мы уже знаем, выходцам из Гамбурга, но для того, чтобы стать основой американского, а затем и мирового фаст-фуда, немецкий бифштекс должен был быть удобным для еды «на ходу». Именно две круглые булочки, соус и непременный лист салата, который стал добавлять Лессинг, сделали гамбургер символом гастрономии Нового Света.

однако еще 30 лет спустя американцы отдавали предпочтение хот-догам, жареным цыплятам и итальянской пицце. Звездный час бургеров относится к началу 1930-х, когда Уолтер Андерсон из Канзаса основал первую сеть закусочных White Castle Hamburger, в меню которых входили гамбургеры как основное блюдо. А окончательно успеху нового фаст-фуда способствовала сеть кафе Wimpy Grills, которая наделила гамбургеры двумя главными преимуществами, ставшими философией предприятий быстрого питания: во-первых, гамбургеры начали продавать по крайне низким ценам, а во-вторых, была применена технология поточного приготовления, что позволяло затрачивать на обслуживание каждого посетителя менее одной минуты. Именно это создало абсолютно новый тип общепита, который взяли на вооружение тысячи предпринимателей по всей стране.



Появление ресторанов «драйв-ин» еще более подняло популярность гамбургеров и позволило им окончательно превратиться в главное блюдо фаст-фуда. Стремительная автомобилизация Нового Света, когда машина стала доступна многим и превратилась в фетиш, подтолкнула владельцев закусочных к идее обслуживания клиентов прямо в автомобиле, чтобы расчет и выдачу можно было производить через систему окон.

История самого успешного бизнеса на гамбургерах началась в 1948 году, когда в калифорнийском городе Сан-Бернардино встретились братья Макдональд и Рей Крок, изобретатель машины для смешивания молочных коктейлей. В результате был создан McDonald's, сеть которого начала расти бешеными темпами благодаря введенной руководством компании системе франчайзинга. McDonald's и их гамбургеры стали барометром для американской и мировой экономики и символом глобализации. С 1986 года ведущий бизнес-журнал The Economist сравнивает стоимость жизни в разных уголках света с помощью своего «индекса Биг-Мак», который оценивает стоимость одноименного гамбургера, продаваемого в сети McDonald's по всему миру, и на основе которого оцениваются многие экономические показатели государства. Узнаваемый во всем мире логотип компании обозначает не просто быстрое питание, это важная примета привлекательного для многих американского образа жизни. McDonald's и другие подобные сети, как ни странно, пользуются наибольшим успехом в странах с сильными собственными кулинарными традициями. В Испании и Корее их больше, чем национальных ресторанов, а в Японии McDonald's является крупнейшей ресторанной сетью в стране.

Несмотря на признанную вредность бургеров и потрясшие сети быстрого питания громкие судебные процессы, гамбургер наравне с джинсами по-прежнему является символом Америки и самой демократичной пищей, которую можно заказать и в придорожной забегаловке, и дорогом ресторане…



Лэссинг и предположить не мог, что наградил свою нацию блюдом традиционной американской кухни, которое прославит США, как страну фаст-фуда. Первый в истории гамбургер мало чем отличался от его нынешнего потомка: разрезанная напополам пшеничная булочка, лук, зеленый салат, томатная острая паста, которую теперь именуют кетчупом, ну и конечно, жареная говяжья котлета. Кстати, кунжутом булочки посыпать стали только в начале 60-х, когда добрый дядя-диетолог Уэсли Пондс сказал, что гамбургер является очень тяжелой для человеческого желудка пищей, а кунжутные семечки улучшают и облегчают пищеварение.

Чаще всего в качестве основы для гамбургеров используются разрезанные пополам булочки из муки разных сортов. Но есть варианты. Кроме китайских рисовых лепёшек, в качестве основы можно использовать и плотный омлет.

Производители незатейливых, на первый взгляд, гамбургеров постарались учесть пожелания требовательных едоков мира. Прежде всего, появилось множество вариантов начинки: вместо говяжьей котлеты сегодня можно выбрать бургер с индюшатиной, олениной, куриным филе, мясом буйвола, бизона или страуса. Продаются и специальные гамбургеры для вегетарианцев и веганов (veggie burger), главными ингредиентами которых являются овощи, грибы, сыр, черные бобы.



Пожалуй, самые интересные «экземпляры» встречаются в зависимости от географических кулинарных предпочтений. Например, на Гавайях, в Австралии и Новой Зеландии нормой стал гамбургер с тропическим довеском — поджаренной долькой ананаса. В Корее, Мексике и на Тайване предпочитают экстремально острые гамбургеры, приправленные всевозможными «жгучими» специями. В Макао, Гонконге, Сингапуре и на Филиппинах утоляют голод бургерами, сложенными из свинины, мяса осьминога, сыра тофу и креветок. В Индии, согласно религиозным табу, вместо говядины или свинины можно купить куриные и вегетарианские гамбургеры. Подобные ограничения действуют и в мусульманских странах, но фастфудовскому бизнесу это вовсе не мешает: в исламской Малайзии, например, работает более 300 заведений McDonald's.

Кроме экспериментов с начинкой, появились и новые виды хлебцов — обязательного атрибута гамбургера. В японской сети MOS Rice Burger придумали укладывать рубленое мясо в чуть поджаренные кружочки спрессованного вареного риса. Новинка мгновенно обрела популярность во многих азиатских странах, где без риса жить не могут. А два года назад компания предложила новый «национальный» вариант 10-уровневого уникального гамбургера — помимо говяжьей котлеты, хлеба, овощей, майонеза и кетчупа, самурайский Takumi Burger заправлен еще кусочками авокадо и васаби.

Впрочем, дотянуться до премиум-класса в приготовлении гамбургеров стремятся многие кулинары. В 2007 г. в Книгу рекордов Гиннесса в раздел «самый дорогой бургер планеты» попало произведение Скотта Макдональда, шеф-повара лондонской сети универмагов «Селфридж». Этот «легкий перекус» содержит 2500 калорий и стоит $147. Чтобы достичь такого статуса, г-ну Скотту пришлось немного пофантазировать с подбором люкс-ингредиентов. В частности, между двумя кусочками хлеба из суточного ферментированного теста помещены кусочки говядины «ваджью» из выращенных в Японии коров (которым делали ручной массаж, поили пивом и ставили классическую музыку). К этому добавлены ломтики свежей фуа-гра, сыр бри, листья салата роке и мелкие английский томаты. В качестве последней ноты все это кулинарное излишество приправлено майонезом из черных трюфелей, маслом из авокадо, красным перцем и горчицей. Ну, как тут не сказать — приятного аппетита! Хоть один раз в году, на какой-нибудь из дней рождения гамбургера, можно себя побаловать…



Почему хот-дог называют хот-догом?

В 1987 году во Франкфурте, Германия, отпраздновали 500 день рождения хот-дога. Хотя, Австрийцы оспаривают это, и считают, что их «сосиски Винера» являются доказательством происхождения хот-дога.

Хот-дог

Один Франкфуртский мясник изготавливал колбаски под названием «колбаска dachshund». Кстати, dachshund — так называют «Таксу». Немецкий эмигрант привёз в США эту колбаску. И в 1871 году начал продавать колбаску обёрнутую ломтиками хлеба. Ему удалось продать за год 3684 «колбаски dachshund». Это стало очень популярным продуктом.

А в 1901 году иллюстратор Дарган заметил, что один продавец сосисок вместо обычных ломтиков хлеба начал использовать булки, в которые аккуратно укладывал сосиску. Дарган решил проиллюстрировать этот случай. Но он не был уверен в правильности написания «dachshund» и просто назвал продукт — «хот-дог».
  • +2
  • 13 октября 2009, 17:30
Если Вам понравился этот материал, Вы можете поделиться им со своими друзьями, отправив им ссылку:

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.