В Ростове-на-Дону есть очень необычная штука — мозаика в подземных переходах. В бывшем СССР мозаика довольно широко использовалась для украшения городов — но в основном на торцах домов. Здесь же интересно не только расположение, но и общий результат — при том, что в отличии от «настенных» картин зритель вынужден рассматривать эту мозаику с очень небольшого расстояния — выглядит она замечательно, не отталкивая грубым исполнением. Ещё одна особенность — эпичность полотен, многие из них имеют длину до десятка метров.
Мозаики сосредоточены в переходах центральной части города — в основном на пересечениях Большой Садовой с проспектами. Может быть есть где-то ещё, но я не встречал. Одна из тематик — разумеется творчество Шолохова, Тихий Дон
Вторая тема — счастливая мирная жизнь советских людей. Водные лыжи и мини-бикини 1979.
А вот кто их катает, хорошо виден общий размер мозаики (хотя она и не самая большая)
Яхты. Мост на заднем плане не какой-то абстрактный, а the мост — ворошиловский мост через Дон, один из символов города
Вот тут он показан отдельно. На пилоне советский герб города
Счастье советского народа раскрывается не только через отдых, но скорее через труд и достижения. Главное конечно — космос. На мозаике первый в мире выход Леонова в открытый космос
Радость труда
Геолога
Монтажника-сварщика (на заднем плане всё тот же мост)
Сталевара
Колхозников (простите за нерезкость :( )
Не могли не отразить одну из главных тем в советской истории — войну. Орден Победы.
Следующая мозаика — кажется самая большая из ростовских. Она целиком занимает стену перехода и тянется наверное на десяток метров. Снять её целиком ИМХО нельзя даже фишаем (вероятно это было возможно раньше, до застройки перехода ларьками), так что попробую показать по частям. Посвящена она первой обороне Ростова-на-Дону. Первое впечатление — в Ростове очень хотели сделать панораму, но не разрешили/не получилось — т.к. фактически больше всего эта мозаика похожа на задник для панорамы. Причем несмотря на бедные возможности технологии (крупная утилитарная плитка) и проигрышность в расположении (зритель может видеть с близкого расстояния и под острыми углами) получилось пожалуй как минимум не хуже чем в широко известных панорамах. Отдельный респект авторам за бережное отношение к деталям.
Начало. Раненный солдат подносит снаряды к пушке Зис-3. Это пожалуй самое заметное отступление от исторической правды — в 1941 это орудие ещё не состояло на вооружении. Впрочем авторов можно понять — ЗиС это такой же символ ВОВ как скажем Т-34. Да и сорокопятка смотрелась бы куда хуже.
Орудие крупнее
Контратака. Что интересно — лица советских солдат неплохо проработаны, все немецкие — без лиц. Зато легко узнаваемы их танки — это Pz-IV. Советские бойцы вооружены винтовками Мосина — удалось избегнуть штампа обязательного ППШ. Зато не поленились сделать саперные лопатки!
Пехота
Ещё пехота
Горят немецкие танки
Вот этот боец мне особенно понравился. Заодно можно увидеть насколько хорошо сделано лицо из очень небольшого числа кусочков. На заднем плане немецкие солдаты, цвет и изображение только силуэтом делает их похожими на зомби или другую подобную нечистью — ИМХО удачное решение
Ещё подбитые танки, убитые и горящие немецкие солдаты.
Батарея отражает атаку. Хорошо видны размеры мозаики — а ведь это далеко не начало.
Если приглядеться за заднем плане правее центра можно увидеть иллюстрацию широко известной поговорки «получи, фашист, гранату»
Продолжение
У бойцов стандартный противотанковый набор времен начала войны — ПТРД, гранаты, бутылки с зажигательной смесью.
Зис-3 ведет огонь по танкам, момент открытия затвора после выстрела
Руководство боем. У офицера в петлице значок артиллерии и один кубик.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.