А вы знаете куда должен был бежать австрийский император с семьёй в случае если враги захватили родину и вступили в Вену? Ответ на этот вопрос знают в большинстве своём лишь историки и он звучит – в крепость Комарно (Коморн), самую мощную крепость Австрийской империи, а позднее и Австро-Венгрии, расположенную на слиянии Дуная с Вагом. И, кстати, император один раз воспользовался этим вариантом – Франц II спрятался в крепости, когда “Великая Армия” Наполеона взяла столицу империи – Вену. Наполеон после недолгих размышлений решил не брать штурмом Комарно – планируемые большие потери при далеко неочевидном исходе осады. Крепость Комарно интересна ещё и тем, что эта крепость после распада Австро-Венгрии была разделена между двумя государствами.
Цитадель и две линии обороны принадлежат Словакии, а три форта – Игманд, Моноштор и Чиллаг – Венгрии. Необычно правда? На этом список необычностей не заканчивается – крепость так велика, что современный словацкий город Комарно почти целиком в неё помещается – даже новые микрорайоны с панельными домами! Впрочем, расскажу по порядку.
Итак, выгодное место, защищённое с двух сторон мощными реками – Дунаем и Вагом, первыми приметили ещё древние римляне, которые разместили здесь свой укреплённый лагерь Бригетио (часть линии “Лимес Романус”) – остатки римских стен сохранились до сих пор. После римлян крепость стала аварской, потом в X веке венгры соорудили здесь примитивную дерево-земляную крепость, а первое действительно мощное укрепление – сторожевая крепость на Дунае, появилась лишь после монголо-татарского нашествия по приказу венгерского короля Белы IV (где-то в 1265-1268 годах). Как она выглядела – не очень известно, ибо её фундаменты погребены под стенами более поздних крепостей.
В XVI веке император Фердинанд I распорядился снести старую крепость и построить новую (которая ныне зовётся “Старой крепостью”) – по последнему слову тогдашней фортификации. Фердинанд делал это не зря – над страной нависла турецкая угроза. В 1546-1592 годах итальянские архитекторы, которые были новаторами тогдашней фортификации, построили здесь по планам Пьетро Феррабоско новейшие орудийные бастионы. Они постарались на славу – туркам никогда так и не удалось её взять, а погибли их здесь тысячи. Интересная деталь – у города Комарно, который тогда именовался Коморном, была своя собственная крепость (впрочем, не такая “продвинутая”), отделённая от этой глубоким рвом с водой. Это видно на старых гравюрах – две крепости напротив друг друга. В 1594 году турки прорвались через городские укрепления и захватили город, но не эту крепость – осада не удалась.
После захвата Буды турками, австрийский император Леопольд распорядился построить ещё более мощную Новую Крепость, которая была достроена в 1673 году и отделена от Старой ещё одним рвом с мостиком. Во время вторжения “Великой армии” Наполеона император Франц II бежал сюда с семьёй и сидел тут до тех пор, пока Наполеон с армией не ушёл из Вены. Крепость, расположенная неподалёку от столицы, произвела на него хорошее впечатление и он решил сделать её последним убежищем австрийского двора на случай вторжения. По новому проекту её усилили новыми фортами – тремя на левом берегу и одним на левом, одновременно была усилена цитадель. Работы начались сразу же – в 1810 году возникла первая новая крепостная казарма. А в 1839-1847 году появилась дополнительная линия стен и 5 бастионов новопрусского стиля – так называемая Палатинская линия, которая в конечном счёте сыграла злую шутку с… австрийцами. Да-да, именно с ними. Дело в том, что во время Венгерской революции 1848 года, немногочисленный хорватско-итальянский гарнизон мирного времени под командованием Вильгельма Метца в конце сентября 1848 года ушёл из крепости и её заняли восставшие венгры. Крепость стала мощнейших укреплением венгерских мятежников. Так убежище императора на год оказалось в руках его противников. Две попытки штурма крепости австрийской армией были неудачными – крепость держалась. Впрочем, неудивительно – у австрийцев здесь было лишь 12 тысяч солдат, а в крепости было 18 тыс. венгров. Крепость была взята лишь в сентябре 1849 года, совместными действиями австрийской и русской армии, первый штурм летом, кстати, тоже был также неуспешен. Лишь в сентябре глава восставших Дьёрдь Клапка понял, что сопротивление бесполезно и капитулировал. Крепость была передана русско-австрийским силам в начале октября 1849 года.
Последними штрихами в строительстве крепости была постройка Поважской линии бастионов (1866-1870-е), а также трёх фортов – Моноштор (“Монастырь”, 1850-1871), Чиллаг (“Звезда”, 1852-1879) и Игманд (1871-1877). Представьте себе – эта самая мощная крепость Австро-Венгрии была способна вместить почти четверть миллиона солдат!
Через некоторое время после окончательной достройки крепость… потеряла своё значение ибо фортификационное искусство шагнуло далеко вперёд за эти годы. Крепость осталась служить в качестве казарм для австро-венгерской армии.
После распада Австро-Венгрии бОльшая часть крепости оказалась на территории Словакии, а три форта – в Венгрии. Часть объектов была закрыта, часть использовалась армией. В 1968 году крепость (точнее только её цитадель) была занята советскими войсками и использовалась в качестве казарм мотострелкового полка до 1991 года, ныне цитадели принадлежат словацкой армии и посещение возможно лишь группами свыше 10 человек по предварительной договорённости.
Некоторые бастионы Палатинской линии (номер II, V, VIII, IX, X) доступны без ограничений. Важская линия обороны заброшена, но ограничений на самостоятельную экскурсию нет никаких. Форт у моста заброшен, но открыт. Форты Моноштор и Игманд на венгерской стороне открыты для посещений без ограничений.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.