Некогда одна из самых троллейбусных республик СССР сейчас представляет зрелище более чем печальное. Из некогда работавших на её территории двенадцати систем на данный момент осталось только две, а фактически вообще одна, т. к. вторая находится на неконтролируемой территории (Сухуми).
Сложно сказать, по какой причине этот вид транспорта стал таким популярным в советские годы. Но надо сказать, что рогатые очень органично смотрелись на фоне гор и ущелий. Особенной изюминкой стала проложенная в живописном ущелье междугородняя троллейбусная линия «Чиатура — Сачхере». Причиной же кризиса и упадка электротранспорта в стране стала банальная нерентабельность и дороговизна электроэнергии.
Основной подвижной состав в грузинских городах был, традиционно, Škoda-9Tr, а позже Škoda-14Tr, однако в некоторых городах имелись и ЗиУ-9. В 2004 году в страну поступила большая партия списанных ЗиУ-682 из Афин, где они уже отработали свой ресурс. Она разошлась почти по всем системам страны, однако это не сильно спасло положение.
В конце 2009 — начале 2010 я побывал в Грузии и собрал информацию о том, что ещё там осталось. Зрелище, надо сказать, на редкость угнетающее. Самое обидное, что целых три системы (Кутаиси, Рустави, Зугдиди) закрылось менее года назад, ещё в мае прошлого года там можно было прокатиться, а теперь остаётся только созерцать недорезанные остатки…
Но обо всём по порядку. Самой первая и самая большая троллейбусная система, разумеется, была в Тбилиси. Три депо, больше 20 маршрутов. Тбилисский троллейбус был одним из первых в СССР, открытие движения произошло в 1937 году. Меньше года не дожил он до своего 70-летия, когда в декабре 2006 года были закрыты последние маршруты.
Надо сказать, что в Тбилиси помимо троллейбусов было много других видов наземного электротранспорта: трамвай, фуникулёр, канатная дорога. И ни один из них больше не работает: трамвай закрыли вместе с троллейбусом, фуникулёр с канатной дорогой закрыты на ремонт уже много лет назад, и следов этого ремонта абсолютно не видно.
Впрочем, в отличие от большинства городов, где электрический транспорт был уничтожен ради повышения прибыли у коммерческих перевозчиков, и в которых основной вид транспорта — маршрутка, здесь не так уж всё и плохо. Организована удобная система автобусных маршрутов. Современные автобусы оборудованы световыми табло, и специальными электронными кассами для оплаты проезда.
На маршрутах действуют скидки, проездные, льготы. Особенность оплаты проезда заключается в том, что купить билет можно только в электронной кассе, или заранее, водитель билеты не продаёт. Стоимость проезда — 40 тетри, оплатить проезд возможно только монетами 5, 10, 20 тетри, разменять более крупные ни у водителя, ни в кассе невозможно.
Подробнее о троллейбусе и остальном транспорте Тбилиси можно прочитать здесь: www.transportglobus.info/machinelist.php?city=9200
Наиболее близкая троллейбусная система к Тбилиси располагалась в городе Рустави. По некоторым данным, существовал даже троллейбусный маршрут Тбилиси-Рустави. Система свежезакрытая, движение остановлено 24 сентября 2009 года. Машины стоят до сих пор на территории бывшего депо
Основной подвижной состав был шкоды-14тр
Некоторые из которых двухдверные
А также пришедшие в два этапа ЗиУ-682В из Афин (некоторые успели проездить перед этим в Тбилиси)
Некоторые из которых зарисовали человечками
А некоторые национальным флагом
Некоторые (а возможно и все) шкоды планируется передать в Гори, где троллейбусы ещё ходят, и тем самым спасти их от порезки.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.