Индийская пресса со ссылкой на представителей министерства обороны Индии, имеющих непосредственное отношение к испытательным полетам в рамках тендера на закупку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии (MMRCA), сообщает, что четыре из пяти участников тендера (за исключением шведского истребителя Gripen, не прибывшего в Индию в срок) не справились с полетными испытаниями. По слухам, в высокогорных условиях авиабазы Лех (штат Джамму и Кашмир) на высоте оказался только МиГ-35.
Неназванные участники столкнулись с проблемой запуска двигателей в разреженной атмосфере высокогорной местности, где проводились испытания. В связи с этим, вместо того, чтобы официально объявить победителя испытаний, индийские ВВС обратились к производителям с просьбой внести соответствующие изменения в конструкцию топливных систем самолетов.
В то же время стало известно, что компания Gripen International, приславшая на полетные испытания более старую модель Gripen-D вместо новейшего шведского прототипа Gripen NG, получила от индийского министерства обороны второй шанс продемонстрировать свои возможности – самолет теперь просят прислать для прохождения всех положенных испытаний к середине мая. Покуда главный маршал ВВС Индии Прадип Васант Наик (Pradeep Vasant Naik) заявляет журналистам, что испытания завершатся к апрелю, высокопоставленный представитель ВВС, «имеющий отношение к принятию решений» и пожелавший остаться неназванным, объясняет ситуацию вокруг Gripen тем, что еще есть время «до середины текущего года, в течение которого каждый из шести участников тендера проходит три стадии испытаний».
По сведениям из источников в индийских ВВС истребитель Gripen-D успешно прошел испытания. Некоторые явно симпатизирующие шведскому самолету индийские военные не сомневаются, что более совершенный Gripen NG справится не хуже. Тем не менее, они обращают внимание на такие его недостатки, как большая доля комплектующих американского производства (электроника, вооружения, двигатель), а также тот факт, что Gripen NG, как и американский F-16IN, — однодвигательный.
Тем временем вокруг американского участия в тендере развивается политическая интрига – Индия не скрывает своего недовольства переговорами о продаже истребителей F-16 Пакистану. Этот вопрос был поднят во время визита министра иностранных дел Индии Нирупамы Рао (Nirupama Rao) в Вашингтон. От администрации Барака Обамы удалось добиться только привычных заверений, что самолеты будут использованы Пакистаном «исключительно для борьбы с терроризмом».
Комментируя предположения о возможной взаимосвязи между решением США и результатами тендера, Прадип Васант Наик заявил, что «соревнование будет честным», и что продажа истребителей F-16 Пакистану на ход тендера не повлияет.
Нам в П. 2 остается только гадать, что еще успеет повлиять на ход тендера, покуда крутится это колесо сансары. Индусы по-прежнему никуда не торопятся и будут покорно ждать, пока до них долетит Gripen-NG, остальные участники доведут до ума топливные системы, а Пакистан обзаведется американскими истребителями. Похоже на то, что изначально задумывавшийся как простая замена Mirage, тендер незаметно превратился в эдакую вещь в себе – замкнутую самодостаточную систему в рамках индийских ВВС, индийской политики, индийской парадигмы сознания наконец. А стало быть, ему вовсе не обязательно оканчиваться выбором в пользу одного из претендентов или вообще оканчиваться.
А за МиГ-35 чертовски радостно, что и говорить.
______________________________________________________________________________________
МиГ-35 коммерческое обозначение самолета МиГ-29М2.
Почему МиГ-35, ведь внешне машина сохраняет фамильное сходство с МиГ-29? С таким вопросом обратились к главному конструктору самолета Николаю Николаевичу Бунтину.
«Практически это новый самолет, — ответил Николай Николаевич. — В свое время по техническому заданию ВВС мы сделали самолет МиГ-29М. На его базе разработали самолет корабельного базирования МиГ-29К. Эти машины прошли первый этап испытаний совместно с ВВС РФ, получили предварительные заключения.
На базе „корабелки“ был разработан экспортный вариант — самолет МиГ-29К для ВВС Индии. В свою очередь он послужил основой для сухопутного варианта — МиГ-29М2. Поскольку это абсолютно новый самолет, он стал называться МиГ-35».
Чем же отличается МиГ-35 от своих предшественников?
«Как летательный аппарат МиГ-35 максимально унифицирован с самолетом МиГ-29К. Конструкция планера, силовая установка, система управления самолетом, кабины пилотов и всех самолетных систем практически одинаковы. Разница состоит в том, что на МиГ-35 установлено облегченное шасси, вместо посадочного гака установлен тормозной парашют, консоли крыла не складываются. Как самолет МиГ-35 — это фактически „корабелка“ наземного базирования, более легкая по весу планера. Антикоррозионная защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для того чтобы максимально унифицировать производство.
Но МиГ-35 значительно отличается от МиГ-29К по авионике. На нем установлена радиолокационная станция с активной фазированной решеткой, развитый комплекс обороны на основе комбинации рациотехнических, оптических систем и систем пассивной защиты. Кроме того, в состав оборудования входит универсальный оптический контейнер, который решает три задачи: навигация, целеуказание и разведка.
Самолет МиГ-35 обладает повышенной боевой устойчивостью за счет установки комплекса обороны, пониженной радиолокационной и тепловой заметности, возможности обнаруживать и обстреливать цели с применением пассивных систем обнаружения целеуказания, за счет способности выполнять посадку на необорудованных и неосвещенных аэродромах, а также за счет автономности базирования».
Очень большое внимание уделено надежности самолета. Как и на МиГ-29К, практически все системы на МиГ-35 дублированы. Продублирована вычислительная система: на борту стоят две взаимозаменяемые БЦВМ, одна из которых находится в режиме ожидания. Каждый двигатель приводит в действие свою выносную коробку агрегатов, которая обеспечивает самолет электроэнергией, гидравлической энергией и энергией топливного насоса. Система электроснабжения полностью дублирована: самолет МиГ-35 имеет четыре генератора вместо двух на истребителе МиГ-29. Внедрен также так называемый режим энергоузла, когда стартеры приводят в действие коробку самолетных агрегатов при неработающих двигателях. Это позволяет без включения двигателей и без внешних источников электроэнергии полностью проверить все системы на земле. На самолете установлена также бортовая кислорододобывающая установка. Все это дает МиГ-35 практически полную автономность, способность работать на необорудованных аэродромах.
Двигатели РД-33МК унифицированы с двигателями МиГ-29К, но по требованию заказчика могут быть установлены двигатели с соплами с отклоняемым вектором тяги. Каждый, кто видел полеты Павла Николаевича Власова на самолете МиГ-29ОВТ, восхищался мастерством пилота и необычайными качествами машины. Это, конечно акробатика, но с точки зрения безопасности полета, с точки зрения маневренного воздушного боя, это уже не так.
Кабина МиГ-35 полностью «стеклянная», с тремя многофункциональными индикаторами и широкоугольным индикатором на лобовом стекле. Она соответствует кабине самолета МиГ-29К, которая получила хорошие отзывы летчиков. МиГ-35, как и МиГ-29К, разрабатывается и в одноместном и в двухместном вариантах. Во второй кабине устанавливаются четыре многофункциональных индикатора, на один из которых передается информация с индикатора на лобовом стекле из первой кабины. При этом двухместная и одноместная машины отличаются только тем, что на месте второй кабины устанавливается дополнительный вкладной топливный бак. В остальном самолеты одинаковы, в том числе и по оборудованию, что существенно упрощает эксплуатацию и существенно снижает ее стоимость.
МиГ-35 и МиГ-29К чрезвычайно просты в летной эксплуатации, что позволяет летчику легко «пересесть» с МиГ-29 на новые самолеты этого семейства. Кроме того, РСК «МиГ» имеет новые предложения по «учебной линии». После создания тренажера боевого применения нового поколения СТБП-29 (для замены тренажера КТС-21) началась работа над еще более совершенным тренажером ПТС-29К для корабельной машины. Сегодня РСК «МиГ» вышел на лидирующие позиции в России по современным системам обучения наземных и летных экипажей. Кроме тренажеров, созданы интерактивные учебные классы и новые методики обучения, поддержания и повышения мастерства экипажей, построенные на компьютерных технологиях. Таким образом, корпорация теперь может предложить заказчикам уникальное комплексное решение.
Есть у МиГ-35 и еще одно преимущество — эксплуатационное. Безусловно, проще и дешевле эксплуатировать и ремонтировать во многом унифицированный парк самолетов, поскольку МиГ-29К и МиГ-35 очень близки по конструкции планера, по двигателям, по оборудованию, средствам наземного обслуживания. Безусловно, есть преемственность в эксплуатации и с МиГ-29, хотя на МиГ-29К и МиГ-35 количество контрольно-проверочной аппаратуры и средств наземного обслуживания сведено к минимуму.
МиГ-29К и МиГ-35 имеют значительный потенциал дальнейшей модернизации и способны оставаться востребованными на рынке примерно до 2040 г.
Демонстратором технологий МиГ-35 в Бангалоре стал самолет «154». Он позволит показать работу нового оборудования, получить представление о возможностях будущего самолета.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.