Компания Amen Design предлагает всем своим клиентам оснастить мотоциклы колесами без оси и спиц.
Среди преимуществ такого рода колес (помимо необычного внешнего вида) – меньший вес, улучшенные возможности торможения, снижение вибрации и снятие некоторых других технических ограничений. Однако идея не нова, и принадлежит она далеко не американцам из Amen Design. Автор идеи — итальянский конструктор-самоучка Франко Сбарро, применивший эту идею еще в далеком 1989 году в разработанном им автомобиле «Sbarro Osmos».
Кто такой этот Франко Сбарро, и какова предистория создания «Волшебного колеса» Франко мы и узнаем из этой небольшой статьи. Итак... Франко Сбарро. Человек, придумавший колесо.
Франко за рулем Autonomous Motor Unit собственной конструкции, 2003 год.
Талантливый дизайнер и удачливый предприниматель Франко Сбарро постоянно удивляет мир нетрадиционными разработками. Штучные экзотические автомобили, рядный 12-цилиндровый двигатель, колесо без ступицы, уникальная концепция шасси…
Его карьера началась в 1957 году, когда страсть к механике заставила 18-летнего Франко покинуть родную итальянскую деревушку Пресицце и уехать в Швейцарию. Устроившись трактористом, благо небольшой опыт у него уже был, за два года работы на горных склонах усердный юноша не только досконально изучил различные типы техники, но и поднакопил деньжат. Это позволило ему открыть автомагазин на паях с самим Карлом Боргвардом, известным германским конструктором. Пожалуй, именно в те годы в нем и окрепло желание строить автомобили самостоятельно.
По новому руслу жизнь Франко потекла после встречи с Жоржем Филипинетти, владельцем известной в то время гоночной команды Scuderia Filipinetti. Сбарро настолько поразил Филипинетти работоспособностью и целеустремленностью, что он взял 20-летнего парня на должность главного механика команды.
Готовя автомобили к гонкам, Франко набирался бесценного практического опыта, а одержимости и азарта ему было не занимать. Уже в 1965 году на базе Volkswagen Karmann Ghia 1600 он строит свой первый спортивный автомобиль Coupe Filipinetti I, названный в честь друга и покровителя. Через два года на гоночные трассы выходит модифицированный Coupe Filipinetti II.
25 марта 1968 года Сбарро открывает в цехах заброшенной табачной фабрики компанию ACA (Atelier de Construction Automobile). Занимается подготовкой серийных автомобилей к соревнованиям, потом изготавливает спортивный прототип Dominique III и дорожные варианты Ford GT40 и Lola T70 Slooghy.
Франко Сбарро, 1968 год.
С 1973 года Сбарро становится постоянным участником Женевского автосалона, каждый раз представляя на нем оригинальную новинку. Первыми стали два прототипа: трехместное купе Sbarro SV1 (Safety Vehicle — безопасный автомобиль) и спортивный Sbarro Tiger на базе Bertone Panthera 1968 года. Сбарро собирался наладить производство модели Tiger, но внезапно разразившийся топливный кризис перечеркнул его планы: мощные и скоростные автомобили, мгновенно проглатывающие километры асфальта, а главное, многие литры бензина, стали никому не нужны.
Зато Сбарро раньше других автомобильных дизайнеров Европы почувствовал растущий интерес покупателей к репликарам — копиям выдающихся европейских автомобилей. Первой «репликой» стал Sbarro BMW 328 Standart, изготовленный в 1974 году на базе BMW 318 и в точности повторяющий известный германский спортивный автомобиль 1938 года.
Прекрасно выполненная реплика — Sbarro BMW 328 Standart 1974 года, в точности повторяющий известный германский спортивный автомобиль 1938 года.
Спрос на великолепно выполненные копии (их было изготовлено свыше ста штук) превышал предложение, и Сбарро спешно расширяет модельный ряд. Серию для взрослых предприимчивый итальянец дополнил репликарами для детей: Baby BMW 328, Baby Mercedes 540K, Baby Auto Union (копия гоночного автомобиля) и Baby Windy (4-местная копия внедорожника Windhound). Но самой невероятной репликой был уменьшенный Ferrari Testa-rossa с двигателем мощностью 12 л.с.
Выпуская около 50 эксклюзивных автомобилей в год, компания АСА стала самым крупным автопроизводителем в маленькой Швейцарии. Сбарро приобрел известность среди состоятельных покупателей и коллекционеров, к нему стали поступать заказы.
Что характерно, он умудрялся опережать спрос. К примеру, нефтяным шейхам из Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов, где соколиная охота — традиционное развлечение, Сбарро предложил в 1978 году внедорожник Windhound с трехлитровым двигателем BMW. Windhound даже участвовал во втором по счету ралли-рейде Париж-Дакар, но из-за технических неполадок выбыл из гонки, пройдя по пескам 3000 км.
Учтя довольно посредственные результаты выступления своего детища в марафоне, Сбарро создает «охотничий» вездеход Windhawk с колесной формулой 6х6, специально подготовленный для езды по пустыне. В «навороченном» Windhawk 6x6 были предусмотрены все удобства — вплоть до поднимающихся сидений, с которых охотник, не вставая, мог запускать дрессированных соколов или просто стрелять в подвернувшуюся дичь.
«Охотничий» вездеход Windhawk с колесной формулой 6х6 конструкции Франко.
Некий промышленник из Германии заказал Сбарро в 1979 году шикарный лимузин, который должен был быть выполнен в стиле 30-х годов. Так на свет появился Sbarro Royale, очень близкий по внешнему виду к непревзойденному Bugatti Type 41. Салон был отделан натуральной кожей с ореховыми вставками, пол устлан коврами. Автомобиль с бронированными стеклами оснащался кондиционером и радиотелефоном. Техническая начинка была самая современная: независимая подвеска всех колес, дисковые тормоза, рулевое управление с усилителем. А в качестве силовой установки Сбарро использовал два двигателя Rover V8 объемом 3,5 л и мощностью 160 л.с. каждый. Шестиметровая эксклюзивная «игрушка» весом более двух тонн обошлась заказчику в 300 тысяч швейцарских франков, что вдвое превышало стоимость Rolls-Royce Camargue 1979 года выпуска. С такими ценами Сбарро уверенно смотрел в будущее.
Покончив с репликами и вездеходами для шейхов, он начал новую серию сумасшедших экспериментов. Для начала, в 1983 году, изготовил «волка в овечьей шкуре» — суперкар в обличье VW Golf 300S. Для этого серийный Golf оснастили 300-сильным двигателем объемом 3,3 л от Porsche 911 Turbo. Для обеспечения лучшего контакта автомобиля с дорогой двигатель пришлось разместить под задним сиденьем. В результате переделок малыш VW Golf 300S летал по автобанам со скоростью 250 км/ч (!), приводя в изумление владельцев BMW, Mercedes и Porsche.
Гольф с двигателем от Порше 911 Турбо летал по автобанам со скоростью 250 км/ч.
А в марте 1987 года Сбарро представил в Женеве настоящего монстра — полноприводный пикап Monster G. Приземистый и широченный автомобиль устрашающего вида, ощетинившийся выхлопными трубами, стоял на гигантских колесах от аэробуса Boeing 747 Jumbo Jet, к которым компания Goodyear изготовила специальные внедорожные шины с огромными грунтозацепами. Кузов без дверей был выполнен из кевлара, революционного для 1987 года материала, и установлен на шасси Range Rover. Monster G агрегатировался двигателем Mercedes-Benz V8 объемом 6,4 л и мощностью 350 л.с. В то время единственным более мощным внедорожником в мире был Lamborghini LM002 с 450-сильным двигателем. В оснащение пикапа входил минибайк, чтобы в случае поломки добраться до ближайшего гаража. Покрасовавшись на выставочном стенде, Monster G отправился за океан: пикап строился по заказу немца, живущего в Лос-Анджелесе.
Необходимо отметить, что творчество Франко Сбарро несет на себе некий отпечаток «американизма». Грубоватые, сверхмощные, напичканные немыслимыми прибамбасами автомобили не совсем подходят утонченной Европе, зато они вполне уместны на американских хайвэях.
Но это ни в коей мере не умаляет таланта и оригинальности «великого самоучки». Да-да, Сбарро по-прежнему не имел специального образования, но зато в 1989 году он изобрел… колесо!
Magic wheel конструкции Франко Сбарро.
Magic wheel («Волшебное колесо») не имело ступицы и привычного тормозного диска, их роль выполнял обод оригинальной конструкции. Подобная схема позволяла свести к минимуму неподрессоренные массы автомобиля, что благотворно сказывалось на управляемости, разгонной динамике и экономичности. Вдобавок снижалась нагрузка на элементы подвески.
Колеса такой конструкции на прототипах автомобилей, созданных Сбарро, и опробованные на мотоциклах, кажутся странными, почти нереальными. Несмотря на это, совместно с промышленником Домиником Мотта, компаниями SRO-FAG и Pirelli Сбарро основал в Лозанне фирму Sbarro Mottas Engineering по производству колес Roue orbitale.
Конструкция «Волшебного колеса».
Изобретение, охраняемое восемью патентами, могло использоваться даже на железнодорожном транспорте. Однако заказов предприниматели так и не дождались. Причина проста: слишком сложная и дорогостоящая в изготовлении конструкция абсолютно неприемлема в массовой эксплуатации.
Поэтому и остался в единственном экземпляре фантастический центральномоторный Sbarro Osmos V12 — дебютант «Женевы’89». Чуть больше метра высотой, шириной 2,10 и длиной 4,50 метра, Osmos был оснащен 12-цилиндровым двигателем Jaguar мощностью 350 л.с. Каждый цилиндр располагал собственным выпускным коллектором, а все вместе они завивались в причудливую стальную косу. Плоский кузов, выполненный в стиле Gran Tourismo, имел две огромные распашные двери. Открываясь вперед-вверх, они обеспечивали прекрасный доступ в салон. На приборной доске — минимум приборов: спидометр, тахометр и несколько тумблеров.
Сбарро, потерпев неудачу с колесом, сумел тем не менее извлечь из этого выгоду: совместно с Эриком Вароном основал компанию по выпуску часов NET (Nouvelle Esthetique du Temps), выполненных по мотивам колеса Roue orbitale. Необычайно дорогие эксклюзивные часы до сих пор выпускаются малыми партиями, и коллекционеры всего мира стоят за ними в очереди.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.