К рождественским праздникам в Британии следует отнести три дня: 24 декабря (Рождественский сочельник), 25 декабря (Рождество) и 26 декабря (день Св. Стефана, больше известный в Англии как День рождественских подарков — Boxing Day). В статье описывается празднование этих трех дней исключительно в Лондоне начала XX века, Лодоне викторианской и эдвардианской эпох.
Рождество было сделано одним из четырех дней в году, когда в Англии были закрыты все банки, только в 1834 году.
Первые признаки наступающего Рождества в британской столице появлялись в конце ноября — в начале декабря, когда окна канцелярских лавок, книжных магазинов и железнодорожных киосков внезапно расцвечивались яркими цветными рождественскими афишками, число которых увеличивалось по мере приближения праздника. За неделю до Рождества в городе не было ни одной улицы с магазинами и лавками, от самых широких проспектов до узких тихих проулков, которые бы не украсили свои окна для рождественской торговли. Рынки, где торговали домашней птицей, ломились от гусей и индеек, а центральный лондонский овощной рынок Ковент-Гарден был просто забит всевозможными фруктами, ягодами, овощами и зеленью. В магазинах, торговавших дичью, было полно фазанов, кроликов и оленины; кондитеры выставляли более богатый, чем обычно, ассортимент сахарных игрушек; в книжных лавках начинали появляться рождественские подарки, состоявшие из самых разнообразных (и обычно дешевых) книг.
Толпы мужчин, женщин и детей с утра до вчера осаждали канцелярские лавки, чтобы купить красочные живописные рождественские открытки, доставка которых непосильным бременем ляжет на плечи почтовой службы Ее Величества. Первой настоящей рождественской открыткой считатется гравированная и раскрашенная вручную Джоном Калкоттом Хорсли открытка, которую Генри Коул (будущий сэр Генри Коул) напечатал в 1843 году в количестве 1000 штук для продажи в своей художественной лавке по одному шиллингу каждая. В действительности у нее были предшественники, но именно Хорсли впервые подписал пожелание в форме «Веселого вам Рождества и счастливого Новго года», ставшее неизменным аттрибутом большинства рождественских открыток в Англии. Принятие в 1846 году закона о стоимости почтовых отправлений в Англии в один пенни, позволявший британским гражданам посылать письмо или почтовую карточку в любое место Англии, купив марку за один пенни, заложило основу коммерческого успеха рождественских открыток. Еще большей популярности открыток способствовало введение в 1870 году расценок на почтовые отправления в пол-пенни, ставших возможными балгодаря развитию железных дорог. Период с 1878 по 1888 был расцветом производства рождественских открыток. В 1882 году только одна издательская фирма заплатила семь тысяч фунтов ходожникам за оригинальные рисунки. И это в те времена, когда годовая прибыль многих компаний составляла менее семи тысяч фунтов. в 1880 году владельцы первого магазина, торговавшего в основном открытками — господа Боттн и Тидсуэлл — разместили заказ стоимостью 10 000 фунтов. До этого времени открытки продавались в розницу через книготорговцев и торговцев канцелярскими изделиями, но к 1880-м они распространялись через торговцев мануфактурными товарами, табачные лавки, игрушечные магазины и т.д.
Отправляйте заранее", — умоляюще призывали почтмейстеры в течение многих недель перед праздником, и с двадцатого декабря в почтовые отделения непрерывным потоком начинала идти публика с конвертами и посылками. Что еще, кроме открыток, следовало приобрести на Рождество?
В среднем и высшем классах викторианского общества нужно было озаботиться и приобретением к Рождеству елки. Она появилась при королевском дворе еще в царствование Георга III Ганновера, и часто упоминалсь его женой, королевой Шарлоттой. Королева Виктория тоже в детстве была знакома с этим обычаем. Но его распространение среди англичан связывают с именем принца Альбетра, мужа Виктории, который с 1840 года стал активно внедрять среди подданных супруги рождественские обычаи своей немецкой родины.
12 декабря 1848 «Лондонские иллюстрированные новости» опубликовали гравюру «Рождественское дерево в Виндзорском замке», изображавшую королевское семейство, собравшееся вокруг елки. Эта сцена помогла популяризировать устанавливавшееся на столе рождественское дерево в Англии. Вскоре новый обычай стал теснить более старые традиции рождественских украшений: например, специально приготовлявшиеся букеты или шары из вечнозеленых растений — лавра, самшита, сосны, омелы, падуба, — а также свечей и яблок.
В 1854 году большая рождественская ель была установлена на месте Великой выставки 1851 года. По мере того как распространялся обычай использловать украшенные деревья, увеличивался ежегодно и спрос на них, так что к 1880-м годам в районе Лондона среди богатых семейств спрос был столь велик, что питомники должны были гарантировать, что они имеют нужное количество деревьев.
Рождественская елка увешивалась фруктами (были популярны апельсины), цветами, выпечкой, конфетами, засахаренными фруктами и небольшими подарочками вроде вязаных сумочек, брелоков или игрушек. Каждый гость получал потом одно из этих украшений в качестве подарка.
После 1865 ветви деревьев стали украшаться стеклянными безделушками и серебряным проволочными укаршениями. Стеклянные украшения ручной работы импортировались в Великобританию из городка Лауша в Тюрингии, к 1870-м они стало признаком положения в обществе, и чем больше их было у вас на рождественском дереве, тем выше был ваш статус. Но к 1880 году компания Вулворта стала продавать изготовленные промышленным способом украшения. Тем не менее самодельные украшения были еще долго в ходу.
Ель украшалась небольшими игрушками, печеньем, конфетами и перевязанными лентами коробками со сладостями вроде засахаренного миндаля или леднецов. Другим немецким украшением была мишура, которая вплоть до 1950-х изготавливалась из настоящего серебра на специальной машине. По мере того как росла империя, популярным украшением елочной верхушки становился национальный флаг, иногда использовались флаги империи и флаги союзнических стран. Деревья и другие украшения убирались в двенадцатую ночь (6 января). Делать это до или после означало накликать неудачу. Для светового оформления елки перовначально использовались свечи, в 1895 году из Америки в Британию были привезены электрические фонарики в виде стеклянных шаров и постепенно получили распространение.
В 1880-х годах рождественские елки перестали быть настольным украшением. Если в прежние десятилетия малодоступность и дороговизна елочных игрушек ограничивало размеры деревьев, то с началом промышленного производства эти ограничения были сняты, и теперь признаком социального статуса стал размер рождественского дерева, которое могла позволить себе семья. Достигая теперь потолка, елки увешивались всем, что только можно было на них повесить. Даже «средние классы» умудрялись украсить свои деревья сверх меры.
Впрочем, существовала и противоположная тенденция: почитатели растущего Эстетического движения стремились к изящному балансу цвета, стиля и формы. К 1900 году стало популярным украшать елку на определенную тему. Темы эти имели названия, например, Восточное дерево или Египетское дерево, что определяло цвет лент или шаров. Со смертью королевы Виктории украшательство рождественских деревьев пришло в упадок и только в 1930-х возродилось вновь.
Обязательным блюдом на рождественском столе была птица (у тех, кто мог ее себе позволить), и к ее покупке тоже готовились заранее. В начале царствования королевы Виктории курятина и индейки были слишком дороги для большинства людей. Поэтому на севере Англии традиционной рождественской едой был ростбиф, а в Лондоне и на юге — гусь. Те, кто не мог позволить себе и этого, довольствовались кроликом.
Рождественское меню королевы и ее семейства в 1840 году включало говядину и пару жареных лебедей. Из-за дороговизны птицы многим приходилось заботиться о ее покупке заранее. Были распространены, особенно в крупных мастерских и заведениях, так называемые «гусиные клубы». Члены этого «клуба» делали еженедельные взносы в несколько пенсов в учрежденный фонд, из которого председатель клуба к рождественским праздникам — традиционно гусей и индеек приобретали в рождественский сочельник, а готовили в утро Рождества — покупал на оптовом рынке всем участникам по гусю — (см. «Голубой карбункул»). К концу 19 столетия большинство людей праздновало Рождество с индейкой на своем столе.
Еще одним блюдом, о котором следовало позаботиться заблаговременно, был рождественский пудинг. Он стал входить в моду как еда на Рождество после 1714 года, когда королю Георгу I во время его первого Рождества в Англии был подан пряный плам-пудинг.
В 1836 году плам-пудинг стал называться рождественским пудингом, во многом благодаря красочному описанию, сделанному Диккенсом в «Рождественской песне». Готовили пудинг, как правило, в ноябре, во время Рождественского поста (по традиции пудинг должен был быть готов к 25 воскресенью после Троицы). В поздневикторианское время считалось, что он должен был содержать 13 ингредиентов, символизирующих Христа и его апостолов, причем во время приготовления пудинга каждый член семьи обязан был поучаствовать в перемешивании его деревянной лошкой (с востока на запад, в честь трех волхвов). Было принято также класть в пудинг различные предметы: кольца, брелоки, монеты, которые использовались потом для гадания о судьбе нашедших их во время рождественской трапезы. Плам-пудинг расценивался как вершина кулинарного искусства хозяйки, это было блюдо, приготовлению которого каждая мать обязана была научить своих дочерей. В средние века плам-пудинг действительно готовился со сливами, но в XIX веке он был заменен ароматным изюмом, импортировавшимся из Греции, и кишмишем (ягоды которого назывались «султаншами»), получаемым из Турции. Хотя существовало множество рецептов его приготовления, в него входили, как правило, нутряной жир, белые хлебные крошки, изюм и специи. До Рождества он висел в мешке в кладовке, затем вынимался и в течении восьми часов варился в мясном отваре.
Праздник Рождества начинался с Сочельника. Это был пик предрождественской торговли. Лондонцы заполняли лавки и магазины, громоздкие рекламные фургоны еврейских продавцов дешевой одежды разъезжали во всех направлениях, груженые кипами рождественской одежды — «цыганских» плащей, масок и зимних мантий за полцены. Во второй половине дня люди выплескивались из лавок и магазинов обратно на улицы и начинали расходиться по домам. Тысячи мужчин и женщин, которые в Лондоне зарабатывали себе на жизнь, переполняли железнодорожные вокзалы, откуда отправлялись к своим родственникам и друзьям в другие города.
Для лондонцев ночь на Рождество была временем, которое следовало провести дома в кругу семьи, с женой и детьми, поэтому мюзик-холлы были полупусты, театры главным образом закрыты, и лишь в некоторых из них шли последние репетиции и приготовления к великолепной Рождественской пантомиме, которая должна была быть разыграна 26 декабря, в День рождественских подарков. Трактиры все еще были открыты, но в этот день они не были переполнены как обычно. Спешили домой отцы семейств, получившие гуся в своем «гусином клубе», другие несли корзины со спиртным и вином, которое в недельный кредит отпустил им трактирщик.
Дома надлежало нарядить вместе с детьми рождественскую елку и украсить комнаты венками из вечнозеленых растений, привязанные к газовым рожкам, и пучками падуба над каминными досками. Многие дома украшались венками из падуба снаружи двери, и гирляндами из падуба, плюща и других вечнозеленых растений внутри. Пучки омелы часто подвешивались над дверным проходом — и любая пара, проходящая под ними, должна была обменяться поцелуем. Снимать украшения полагалось в конце святок (Twelve Days), ни раньше и не позже, иначе можно было накликать беду.
К десяти часам вечера в лавках начинали гаснуть огни и закрываться ставни, и улицы, весь Сочельник бывшие похожими на ярмарки, постепенно теряли свой блеск и начинали погружаться в обычную темноту, разгоняемую только фонарями. Большие железнодорожные транспортные компании сбивались в этот вечер с ног, чтобы доставить посылки, пакеты, корзины, коробки подарков и хороших вещей, которые были доверены им. Сотни корзин были отмечены словом «Скоропортящиееся». Но поезда опаздывали из-за увеличения товарного и пассажирского движения. А «скоропортящиеся» корзины прибывали в такие обширных количествах, что лошади и люди должны быть оставаться на работе днем и ночью, чтобы доставить их. Иногда долгожданная домашня птица или дичь из деревни, которая должна была стать укаршением рождественской трапезы, попадала к разочарованному адресату только на следующий день, как раз когда его семья уже садилась за стол, на котором было серверовано блюдо из гуся, купленного в отчаянии втридорога и в последний момент. В полночь на главных улицах можно было увидеть либо полицейских, либо случайных запоздавших прохожих.
Однако английские рождественские традиции предполагали хождение в эту ночь также так называемых «waits», которые во многом соответствовали русским христославам или колядчикам, певшим на святках коляды. Первоначально это были «штатные» музыканты и певцы, которых нанимали городские власти для своих праздников. На Рождество они исполняли особые рождественские песни (carols; одно время эти песни пелись на Рождество даже в церквях вместо обычных церковных гимнов).
Однако к середине 1830-х годов эти музыканта были отменены, и их название перешло к группам певцов и музыкантов, исполнявших по ночам под окнами домов рождественские песни в надежде получить за это вознаграждение. Обычно такие ночные концерты длились в течении одной или двух недель перед Рождеством и прекращались в Сочельник. В викторианские времена жанр рождественской песни возродился, она стала весьма популярной, издавались песенники, а мелодии напевались и вне рождества безо всяких стихов. Сами же колядчики, похоже, не пользовались особой симпатией, хотя существовали по крайней мере до конца 19 века.
В 1850-х года они описывались как «выносливые и обычно пьяные группы молодых людей, обладавших сильными легкими, громко исполнявшие на духовых инструментах Гайдена и других шумных композиторов».
В 1877 году юмористический журнал «Панч» писал: «Какая жалость, что Лондон должен находиться пока позади Бирмингема, где энергичный начальник полиции, майор Бонд, начал крестовый поход против колядчиков. К несчастью, у Лондона нет Бонда! За неимением полицейской защиты против этих рождественских ночных нарушителей спокойствия, можем мы принять это сердитое предложение одного старого грубияна-мизантропа, который посылает нам следующий рецепт: „Держите в вашей спальне садовый насос с резервуаром, наполненным ледяной водой, из которого обдайте любого колядчика по полной“.
А Бернард Шоу в 1889 записывал: „Единственная музыка, которую я слышал на этой неделе — это колядчики; досидеть, работая до двух или трех часов утра, и затем — только я забываюсь в своем первом сне — услышать, что “Venite Adoremus», порождаемая партией английского корнета, партией саксгорна Общества искусств (или чем-то вроде этого) и партией французского тромбона, является тем, что нарушает мой мир и уничтожает мою доброжелательность к людям!"
Этой ночи ждали не только взрослые лондонцы, вожделея долгожданного избавления от ночных серенад под окнами, но и дети. Обычай дарения детям подарков на Рождество распространился после начала промышленного производства игрушек, ставших доступными по цене среднему классу.
С 1870-х годов в Англии стал известен пришедший из Америки пожилой джентльмен с румяными щеками, приносящий детям подарки — Санта-Клаус.
В Британии его конкурентом (до рекламной компании Кока-Колы в 1930-х годах двольно успешным) стал Рождественский дед (Father Christmas), бывший частью старинного английского праздника середины зимы. В народной традиции он носил зеленую одежду как символ возвращения весны, и до 1880 года только в такой одежде изображался на рождественских открытках. Подарки обычно клались под елку, где дети находили их утром на следующий день. Обычай заворачивать подарки в яркую цветную бумагу возник уже в самом конце царствования королевы Виктории, около 1900 года.
В бедных семьях около 1870 года распространился обычай подвешивать у камина или в ногах кровати старый детский чулок, чтобы Санта-Клаус или Рождественский дед положили в него апельсин, яблоко или пару орехов — игрушки были все-таки слишком дороги для бедноты.
Утром в Рождество Лондон вставал не столь рано, как обычно. Около десяти часов к железнодорожным вокзалам начинали тянуться люди, которые собиралисья провести этот день с друзьями или родственниками в пригородах или на небольшом расстоянии, начинали свой путь к железнодорожным вокзалам. Почти все они без исключения несли коричневые бумажные пакеты в которых лежали рождественские подарки, небольшие презенты, который преподносились хозяевам дома, где проходило торжество. В одиннадцать часов к этому потоку присоединялась толпа тех, кто предпочитал церковную службу бумажному пакету и проводил Рождество у себя дома. Весело звонили церковные колокола. Магазины были закрыты, поезда на линиях подземки переставали ходить до окончания богослужения, и теперь добраться куда-либо в городе можно было только пешком либо сев в омнибус, конку или кэб. Частыне экипажи и наемные брумы с небольшими семейными группами, выезжавшими из Лондона, появляись на улицах позже. Когда колокола умолкали, поток пешеходов заметно уменьшался. Если в этот день была хорошая погода, парки и скверы заполняли люди, желавший совершить перед долгой рождественской трапезой пешую прогулку и нагулять апетит. Но после половины второго на лондонских улицах опять воцарялась тишина. Лондонцы вновь разбредались по домам. Богатые приступали к ланчу, а бедные — к обеду.
С часу до половины второго небольшой поток посетителей возникал в работных домах и других благотворительных заведениях, где Рождество отмечалось обедом, даваемым благотворителями обитателям заведений. В больницах доктора, сиделки и студенты также старались устроить больным подобие праздника. Детям дарились игрушки и устраивалась рождественская елка, а взрослые получали пуддинг, ростбиф и темное пиво — портер. Это был единственный день в году, когда они могли отведать столь роскошной еды". Уборщики перекрестков — люди, в чьи обязанности входило расчищать от снега и навоза переходы на перекрестках, профессия неизвестная в России — уходили со своих постов после возвращения людей из церкви и не появлялись вплоть до самого вечера. Около четырех часов на улицах зажигались фонари, в домах задергивались шторы, и постепенно город погружался в темноту.
Начиналась собственно рождественская трапеза, которая в среднем длилась часов до семи. Практически повсеместно, за исключением аристократических кругов, эта трапеза осуществлялась именно днем, а не вечером. С четырех до семи вы можете рисовать семейные вечеринки почти в любом доме. Свечи на рождественском дереве зажигали непосредственно перед приглашением гостей в комнату. Часто позади елки в таких случаях стоял слуга с ведром воды на всякий случай. Стол сервировался наилучшей посудой, имевшейся в доме. Типичная рождественская трапеза состояла из овощного супа, пирожков с птичьим мясом и вареной бараньей ноги в желе или гуся, зажареного в большом духовом шкафу местного пекаря. На столе у среднего класса могла быть индейка вместо гуся, запеченый окорок, устрицы.
За гусем или индейкой подавался рождественский пудинг со сладкими пирожками с начинкой из изюма, миндаля, сахара, цукатов и пр., затем орехи и фрукты и выбор портвейна, горячие пунши, подогретое вино с пряностями или воссейл — горячий фруктовый напиток со специями. Как правило пудинг обливался сверху бренди и поджигался перед внесением в столовую. Глава дома разрезал и раздавал пудинг, прося благословения каждому, кто его готовил. Если кто-либо находил в своем куске монету, это сулило ему богатсво, кольцо — скорую женитьбу или замужество, наперсток, брелок или пуговицу — жизнь удачную, но одинокую. Некоторые в силу своей работы устраивали рождественский обед там, где могли. Например, к кучеру омнибуса могла прийти жена с детьми и принести еду и пудинг в двух мисках, и семья праздновала Рождество прямо в омнибусе. Холостых коллег обычно приглашали присоединиться к трапезе, а те, в свою очердь, покупали пиво в ближайшем трактире.
Непременным увеселением во время рождественского обеда были хлопушки. Традиционные британские рождественские хлопушки обязаны своим появлением лондонскому кондитеру Тому Смиту. В 1840 году, посещая Париж, он обратил внимание на «бон-бон», засахаренный миндаль, завернутый в фантик из папиросной бумаги. Он изготовил нечто подобное у себя в Лондоне, ведь сласти особо хорошо продавались на Рождество. Чтобы сделать «бон-боны» еще более привлекательными, он добавил к ним девиз (любовный стишок), который клался внутрь фантика. Ему хотелось, чтобы получение этого стишка сопровождалось бы каким-нибудь хлопком или звоном. Дело оставалось за малым — придумать, как это сделать. Было ясно, что необходимо что-то большее, чем «бон-боны», куда он мог бы поместить какую-нибудь производящую хлопок смесь. Для этого Смит использовал селитру, которая взрывалась от трения, возникавшего при разрыве фантика. Постепенно Смиту удалось подобрать нужное количество селитры, и в 1846 году родилась рождественская хлопушка в ее классическом виде.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.