«Как-то летом на рассвете заглянул в соседний сад, там смуглянка — молдаванка собирает виноград…»… Все наизусть знают слова песни «Смуглянка». Но думаю, что у большинства людей эта песня ассоциируется с одним из самых лучших фильмов о Великой Отечественной Войне «В бой идут одни «старики», который снял режиссёр Леонид Быков. Фильм, который получил множество премий, а самое главное – признание зрителей, о лётчиках, которые отдавали свои жизни за нашу страну.
Но давайте обратим внимание на творчество Леонида Быкова до того, как на экраны вышел фильм «В бой идут одни «старики»…
Прожив в кинематографе сравнительно недолгое время, Леонид Быков вошёл в историю кино не только, как хороший актёр, но и как талантливейший режиссёр. И с полной уверенностью можно сказать, что было в киноискусстве две личности, как Быков – режиссёр и как Быков-актёр.
Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С детских лет Леня Быков рос мальчишкой смышленым, веселым, однако стать актером не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках («Валерий Чкалов», «Истребители»), он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. Однако внешние данные у него были не ахти какие: маленький рост и лицо вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали сразу после начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось восемнадцать, и попросил отправить его на фронт, его тут же разоблачили. «Рано тебе еще на фронт, салага, — заявил суровый военком. — Ты сначала школу закончи».
Однако свою мечту о летной карьере наш герой все равно не оставил. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для летчиков (Аэротура), где проучился всего лишь месяц. Из-за роста в 136 сантиметров его из школы отчислили, и на этом летная карьера Леонида Быкова закончилась. Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в летной карьере, нашего героя поначалу ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском провалился на вступительных экзаменах. Теперь круглого неудачника ждало безрадостное возвращение домой, насмешки друзей-приятелей. Видимо, чтобы избежать всего этого, Быков и отправился в Харьков, чтобы там повторить попытку стать артистом и поступить в местный театральный институт. И там случилось неожиданное. То ли отступать нашему герою было уже некуда и он был настойчив, то ли харьковские экзаменаторы оказались прозорливее киевских, однако экзамены Быков сдал успешно и был зачислен на 1-й курс института.
Закончив институт в 1951 году, Быков попал в труппу Харьковского театра имени Т. Шевченко. В 1952 году сыграл свою первую роль в кино. Это был фильм режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко «Судьба Марины». Леониду досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко. В остальных ролях в картине снимались звезды тогдашнего советского кино: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате 1954 года картина произвела неожиданный фурор, заняв 2-е место. Именно это обстоятельство и сыграло свою положительную роль в дальнейшей судьбе Быкова — его заметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты. В результате в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на большую роль (Пети Мокина) в свою картину «Укротительница тигров». Фильм имел огромный успех у публики. С этого момента имя актера Леонида Быкова стало известно всем.
Без него трудно было бы представить себе все перипетии любовного треугольника, да и комедия была бы неполноценной. Быков внес в нее какую-то трогательно-юмористическую ноту. Чего стоила одна сцена объяснения Пети в любви к подруге детства Леночке Воронцовой, из простых уборщиц превратившейся в звезду цирка. От волнения он доверяет самой избраннице прочесть его письмо-признание. Сияющая, счастливая от успеха на арене, девушка читает: «Здравствуй, Лена! Если металл раскалить сначала добела…». Петино письмо не будет дочитано, чтение прервется словами «ты самый лучший, самый хороший… ты мой единственный друг…». Влюбленный герой с огромным букетом в руках все поймет и лишь грустно произнесет: «Ну, что ж, насильно мил не будешь…».
Да, ранним героям Быкова частенько не везло, они беспрестанно попадали в какие-то передряги. Однако порою они сами искали приключений на свою буйную голову!
Между тем почти одновременно со съемками в «Укротительнице» на том же «Ленфильме» Быков снимался в другой картине, где ему уже досталась главная роль. Это была картина Анатолия Граника «Максим Перепелица».
Быков сыграл Максима парнем непутевым, но добрым и веселым. Правда, шутки этого весельчака-балагура не всегда были безобидны для окружающих, а родное село буквально на ушах стояло от его забав, даже любимая девушка засомневалась в нем. Впрочем, ошибки свои Перепелица признавал и исправлял так весело, быстро, с огоньком, что тут же совершал новые, которые прощались ему в очередной раз… Но армия заставила парня измениться, научила брать на себя ответственность и отвечать и за себя, и за других. И в родное село он вернулся не рядовым, а ефрейтором и помирился с любимой девушкой, чуть было не просватанной за другого…
Успех этого фильма в прокате был значительно ниже, чем у двух предыдущих, однако для Быкова именно эта картина по-настоящему открыла двери в большой кинематограф и снискала ему огромную любовь зрителей. После этой роли к Быкову иначе как Максим никто и не обращался, а ведь это яркое подтверждение огромной зрительской любви и уважения.
С этого времени Быков активно снимается. Безответная любовь, непутевость, упорность — вот основные характеристики быковских героев. Правда, в большинстве своем это были роли, похожие друг на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актеру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску (в театре ему в основном тоже доставались комедийные роли). Поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать роли самого разного плана. Так он попал в фильмы: «Чужая родня» (1956), «Дорогой мой человек», «Добровольцы» (оба — 1958), «Ссора в Лукашах», «Майские звезды» (оба — 1959).
Неожиданным для Быкова было в 1958 году предложение, поступившее от Алексея Баталова. Тот приступал к экранизации «Шинели» Н. В. Гоголя и предложил Быкову главную роль. Сказать, что актер был искренне удивлен таким выбором, значит, ничего не сказать. Он был просто потрясен и… обрадован таким доверием. Ничего подобного ему тогда еще никто из кинематографистов не предлагал. Поэтому Быков тотчас бросился к руководству харьковского театра с просьбой отпустить его в Москву на съемки в этой картине. Однако руководители тут же охладили пыл молодой звезды. «Вы и так слишком часто пропадаете на съемках», — заявили они Быкову. — Пора и театру уделить внимание". Короче, в Москву актера тогда так и не пустили. Главную роль в «Шинели» у А. Баталова сыграл Ролан Быков.
Между тем в 1959 году Быкову поступило еще одно неожиданное предложение — режиссеры с того же «Мосфильма» Семен Туманов и Георгий Щукин задумали снимать фильм «Алешкина любовь» и на главную роль пригласили именно его. Поначалу Быков сильно сомневался, стоит ли браться за эту роль. Ведь ему уже было за тридцать, а герою фильма едва исполнилось двадцать, он был влюблен в красивую девушку, и та в конце концов должна была влюбиться в него. «Какой из меня Ромео?» — задавал себе вопрос Быков. Однако создатели картины на эти его сомнения так и заявили: «Именно такой Ромео, как вы, нам и нужен». В конце концов согласие Быкова было получено, и съемочная группа отправилась на натурные съемки на целину.
Фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нем одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест среди тогдашних советских звезд.
Когда фильм «Алешкина любовь» вышел на экраны страны, Быкова в Харькове уже не было. Окончательно порвав с театром, он уехал с женой и двумя детьми в Ленинград, в город, который, собственно, и вывел его в большой кинематограф. Решению переехать в этот город немало способствовало и то, что Быкову пообещали на «Ленфильме» дать попробовать себя в кинорежиссуре. В результате в 1961 году вместе с режиссером Гербертом Раппопортом наш герой снял короткометражный фильм «Как веревочка ни вьется...». И хотя картина осталась практически не замеченной как критикой, так и зрителями, Быкова эта малоудачная попытка не отпугнула от режиссуры. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию «Зайчик», в которой сыграл главную роль. И хотя в прокате картина заняла не самое последнее место, критика его дружно ругала. Видимо, и сам Быков понимал, что снял не очень добротное кино, если в разговоре с режиссером Алексеем Симоновым заявил: «На мне весь средний советский кинематограф держится». Так как возлагавшихся на него надежд Быков не оправдал, руководство «Ленфильма» к режиссуре его больше не допускало. Да он и сам туда уже не рвался. Даже от многочисленных предложений других режиссеров сняться в их картинах отказывался, поэтому с 1961 по 1964 год на счету Быкова было лишь несколько ролей в фильмах: «На семи ветрах» (1962), «Когда разводят мосты» (1963), «Осторожно, бабушка!» (1964).
0
10 июня 2010, 10:42
Понравился материал? Тогда поделитесь им со своими друзьями, отправив им ссылку:
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.