Можно смело утверждать, что во славу собак написаны тысячи книг, величайшие умы человечества оставили нам бесконечное количество афоризмов и стихов о достоинствах собак. Собакам ставили памятники со времен Карфагена (в Карфагене пес как нельзя более вовремя разбудил уснувших воинов). А в более поздние времена феноменальная преданность собак своим хозяевам нашла отражение в памятниках, воздвигнутых, например, в Германии, Японии, России. В польском городе Познань во дворе одного дома установлена скульптурная композиция с перечнем имен всех собак, проживавших в этом доме на протяжении XX в.
В честь пород собак назывались корабли и типы современных военных самолетов и даже смертоносных ракет. Но сегодня речь пойдёт о собаках «мирных», декоративных, чаще мы называем их дамскими собачками.
Известно, что за 4–5 тыс. лет до н.э. уже существовали собаки, причем не собаки вообще, а некоторое количество их разновидностей, более или менее похожих на отдельные современные породы. Человечество живет бок о бок с собаками уже не менее 40 тыс. лет. И не только живет с ними, но и молится на них, хотя в разные времена по-разному.
В одном из древнейших исторических документов на Руси своеобразном своде законов «Правосудье митрополичье» определено следующее наказание – денежный штраф – за хищение домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». В XIV веке, гривна – это слиток серебра массой 205 граммов, куна – 50-я часть гривны. Собака приравнивалась к трем скакунам, одному волу или 30 баранам или телятам, почти четырём коровам! Правда, непонятно почему воровство гуся (Паниковский М. С. знал, что делал) приравнивалось к краже шести баранов.
Еще более трепетное отношение к собачьему вопросу у
Страница модного журнала
Так откуда же взялась мода на дамских собачек? Вот что писали по этому поводу в журнале мод в 1795 году: «Дамский обычай держать постельных собачек весьма древний, но происхождение этого обычая не очень лестно для женского пола. Польские дворянки, вынужденные лишиться сожительства со своими мужьями на долгие семь лет из-за военных походов в Россию предпринятых королем
«Музыка в саду Тюильри» Эдуар Мане (1862 г.)
В Париже любая дама света, выходя на прогулку, скажем, в
Принц Фридрих с сестрой
Первая из них не покидала хозяина даже в боях. Однажды королю пришлось прятаться под мостом, по которому проезжали неприятели, Бише, проявив завидную сообразительность, замерла, не выдав лаем своего хозяина. В сражении при деревне Сор, Бише вместе с королевским экипажем была захвачена и досталась супруге генерала Надасти. И только после продолжительных переговоров собачку вернули королю. Похоронили любимицу короля на лугу дворцового сада, поставили небольшой памятник с надписью придуманной лично Фридрихом.
Однако эта собачка прославилась и тем, что стала причиной вступления Франции в антипрусскую коалицию. Как-то вечером Фридрих высказал перед своими сотрапезниками далеко не лестную оценку госпожи де Помпадур. Показав на сидевшую рядом Бише, Фридрих сказал, что она его собственная де Помпадур. Разница состоит только в том, что вместо титула маркизы он пожаловал ей титул «бише» (что в переводе с немецкого означает «сука» или «публичная женщина»). Неудивительно, что известие об этом инциденте быстро достигло ушей мадам де Помпадур. Оскорбленная женщина убедила своего короля вступить в антипрусский союз.
Весть о смерти левретки Алкмены застала Фридриха в Силезии. Король повелел положить бедняжку в гроб и поставить его в библиотеке. Здесь оплакал он утрату вскоре после возвращения и приказал отнести гроб в усыпальницу на дворцовой площади в
Вошли в историю и собаки ПетраIТиран и Лизета, чучела которых хранятся в кунсткамере. Не будем рассказывать о Тиране кобеле датской породы высотой аршин (71 см) и длиною 2 аршина.
Лизета — сука английской борзой длиною около аршина и высотою 8 вершков (36 см), рыжего цвет с белым пятном на лбу. На шее у неё одет тёмно-зелёный бархатный ошейник, к которому прикреплено позолоченное колечко с саморучной надписью Петра: «За верность не умираю». Прославилась не только любовью и верностью к своему великому хозяину, но и тем, что спасла жизнь одному знатному царедворцу, попавшему в немилость к царю и посаженному в острог. Пётр настолько был зол на вельможу, что запретил не только просить о его помиловании, но и упоминать его имя. Даже сама императрица не смела нарушить этот запрет. На следующий день, когда император по обыкновению отправился в адмиралтейство и сенат, императрица приказала написать челобитную от имени Лизеты с представлением её бескорыстного служения царю и, раскрыв некоторые обстоятельства доказывающие невиновность осуждённого и просьбой рассмотреть это дело, так как это её первая просьба к государю. Написав челобитную, положили её Лизете за ошейник. Петр, вернувшись во дворец, увидел записку на шее у собаки, прочитав, засмеялся и сказал: «и ты уже Лизета с челобитными ко мне подбегаешь! Я исполню твою просьбу, потому что она от тебя первая». Пётр послал в крепость денщика с приказом освободить вельможу.
Мопс по кличке Форчун принадлежал французской аристократке Жозефине Марии-Розе де Богарне. Форчун спала в ее кровати, и этому не могло помешать присутствие мужа, даже если этот муж был сам Наполеон Бонапарт, в скором времени ставший императором Франции. Жозефина встретила Наполеона после выхода из тюрьмы, и они поженились 9 марта 1796 года. Но в брачную ночь возникла небольшая проблема: Форчун, привыкшая к присутствию в постели только Жозефины, не хотела допускать в нее узурпатора. Наполеон в свою очередь потребовал удаления собаки, на что Жозефина, согласно легенде, ответила: «Если Форчун не будет спасть в нашей постели, то и я не буду». Наполеон попытался схватить собачку, но та укусила его так сильно, что шрам на руке сохранился у него до конца жизни. Так великий завоеватель был побежден в своей собственной спальне.
БЕЛФЕРЛЕЙН — померанский шпиц, любимец лидера реформации Мартина Лютера. Он часто упоминается в текстах своего хозяина. Для того чтобы утешить своих детей, Лютер отступил от своих принципов и утверждал, что собаки тоже могут попасть в рай.
ПАПИЛЬОН МАРИИ-АНТУАНЕТТЫ — эта маленькая собачка проводила свою хозяйку, королеву Франции, в последний путь на гильотину. После казни королевы ее приютила семья, жившая в здании, которое сейчас называется Дом Папильон.
Папильон Марии-Антуанетты был не первой собакой проводившей свою коронованную хозяйку на казнь.
Трёхцветный Кавалер Кинг Чарльз спаниель был у Марии Стюарт, которая была казнена в 1587 году. Историки пишут, что он следом за ней шёл на эшафот. А после казни спрятался в её чёрном платье, и оставался там какое-то время незамеченным, лизал её тело, пытаясь вернуть её к жизни, пока его не заметили и не прогнали… Через 2 дня он умер, как говорят, от тоски и горя...
О породе кавалеров можно рассказывать долго и много. Так, например, существует гипотеза, что тургеневская Муму тоже принадлежала к этой королевской породе. Выдержки из статьи И.Ф. Щедриной: «Муму была породистой собакой! Просто эта порода после революции у нас исчезла (вместе с правящими классами) и вновь была завезена только в 1986 году, поэтому мало кто узнаёт её в описании Тургенева.
Судите сами: Тургенев пишет, что Муму со временем «превратилась в очень ладную собачку испанской породы». А так тогда назывались спаниели!
Но о каком именно спаниеле идёт речь? Посмотрим, что пишет Тургенев дальше: "… с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами", "… на пол — аршина от земли", потом в тексте упоминается «крутой лобик собачки». Становится ясно, что речь идёт о породе, которая сейчас именуется «кавалер — кинг — чарльз — спаниель»! Именно представители данного вида спаниелей обладают всеми этими признаками в совокупности.
Конечно, меня могут спросить: если щенок, которого Герасим нашёл полуживым в реке, был породистым, то по какой же причине его выбросили в эту самую реку? Ответ есть и на это!
Муму была чёрно — белой, а этот окрас считается у кавалеров — кинг — чарльз — спаниелей большим пороком! Они имеют право быть трёхцветными, чёрно — подпалыми, каштановыми и каштаново — белыми, но не чёрно — белыми! Возможно, за нестандартный окрас Муму и была утоплена в первый раз. (Заметьте, ни братьев, ни сестёр — однопомётников рядом с ней не наблюдалось).
Тургеневу незачем было придумывать Муму. Известно, что в основу повести положена подлинная история немого крестьянина Андрея, принадлежавшего В.П.Лутовиновой, матери Тургенева, отличавшейся, по многочисленным свидетельствам, жестокостью, своеволием и капризами. Повесть «Муму» написана в 1852 году, и в том же году выходит близкая по мысли повесть «Постоялый двор», по поводу которой Тургенев пишет П.В, Анненкову: «В важности математической верности действительности — в подобных произведениях я убеждён...»
Продолжая рассказ о собачках в литературе — во многих произведениях породы собак указаны прямо, например «Дама с собачкой»: «Сидя в павильоне у Верне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц» В знаменитом рассказе «Каштанка»: «Молодая рыжая собака — помесь такса с дворняжкой — очень похожая мордой на лисицу…» Антон Павлович обижался, если кто-то называл другую породу.
У А.П. Чехова были две таксы (Бром Исаич и Хина Марковна). Антон Павлович как-то написал своему издателю А.С. Суворину: «У меня новость: две таксы — Бром и Хина, безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный». Такс он считал поистине писательскими собаками.
Лев Толстой «Булька»: «У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые» Если вы подумали, что мордашка это мордочка, вы ошиблись, мордашка это порода, вернее даже группа пород. Так что Булька скорее всего был бульдогом которые относились тогда к мордашкам.
А вот в рассказе «Лев и собачка» Толстой породы не называет, но с уверенностью можно сказать, что речь идёт о болонке. Дело в том, что Толстой не придумал этот сюжет, а просто пересказал известную историю, описанную в 1880 году во втором томе книги Осипа Беляева «Кабинет Петра Первого» где сказано: «поймал случайно на улице прекрасную болонскую собачку и бросил оную ко льву»
Собачий след в музыке. Кто из нас не играл «Собачий вальс» на пианино? А кто же автор? Авторство любят приписывать Шопену и даже рассказывают эпизод из его отношений с Жорж Санд — якобы её собачка подвигла композитора написать эту мелодию. Однажды во время возни со своим пуделем Жорж Санд сказала: «Если бы у меня был талант, я бы непременно сочинила какое-нибудь произведение в честь этой собаки» Шопен действительно написал 64–й опус, который также называется “Вальс маленькой собачки” (“Valse du petit chien”) “ но это совсем другая мелодия.
Кстати наш собачий вальс и вальсом то не является – это скорее полька. Да и собачий он только в России. Эта пьеса по-разному называется в разных странах. Разноязычные названия собачьего вальса свела воедино японский музыковед Хироми Окэтани; по её сведениям, в Германии, Бельгии и Нидерландах он называется «блошиным вальсом» (нем. Flohwalzer, фр. Valse de Puce, нидерл. Vlooien-Mars), в Дании «принцессой двуногой» (дат. Prinsesse Toben), в Венгрии «ослиным маршем» (венг. Szamár-Induló), в Болгарии «кошачьим маршем» (болг. Котешки марш), в Мальорке «полькой дураков» (исп. Polca de los Tontos), в Финляндии «кошачьей полькой» (фин. Kissanpolkka), во Франции «отбивной котлетой»(фр. Côtelettes) и т.д.
Вторым «автором» собачьего вальса называют немецкого композитора Фердинанда Ло (нем. Ferdinand Loh), но он персонаж вымышленный. Немецкий музыковед Эрик Бауман написал шуточную биографию Фердинанда Ло в которой и назвал его автором «блошиного вальса» (F.Loh –floh — по-немецки блоха). Так что вряд ли мы когда ни будь узнаем имя автора собачьего вальса, как впрочем и автора «Чижика-пыжика».
Не только Шопен посвящал свою музыку собачкам, так известно, что Моцарт одно из своих произведений посвятил своему шпицу Пимпирле.
Жена Чайковского Антонина Ивановна в своих мемуарах писала, как за несколько лет до их свадьбы Пётр Ильич как-то увидел мальчишек, которые собирались утопить беспризорную собаку в Москве — реке. Он немедленно достал кошелек и предложил им все деньги, которые у него были взамен собаки. Чайковский отвел её домой и назвал Бишкой. Она, оказалась, очень умной собакой и ужасно была привязана к нему, вспоминала Антонина Ивановна. Когда Чайковский уехал из Москвы осенью 1877 после развода с супругой, Бишка был поручен к заботе его подруге Марии Головиной. Две работы композитора посвящены этой небольшой собаке: «Письмо в стихах Марии Головиной» и шуточный романс: «Собака низкая, бессовестная Бишка...»
Мария Головина
Вот что пишет Нина Берберова в книге “Чайковский”: «…собака Бишка, сомнительная левретка, спавшая часами на его коленях и по нескольку раз в год рожавшая непременно по шести щенят» На одном уважаемом англоязычном сайте о Чайковском прочитал предположение, что кличка Бишка это производное от русских междометий биш + ка и означает, по их мнению, «now, come on!», а мне вот кажется, что Бишка тёзка Бише Фридриха Великого, а перевод немецкого «Biche» мы уже знаем.
0
13 марта 2010, 17:30
Понравилась статья? Тогда отправьте ссылку на нее своим другьям! А если не понравилась - своим недругам! ))
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернутьТолько зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.